или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
13 января 2016
2
1 370

Подлинная история дамы с камелиями

…Она говорила: «Я люблю засахаренный виноград,

потому что он без вкуса, я люблю камелии, потому что они без запаха,

я люблю богатых людей, потому что у них нет сердца»…

«В середине XIX века, когда Франция была осыпана всеми дарами благоденствия и богатства, в Париже проживала молодая и замечательно красивая особа, — так начинал свой рассказ о ней знаменитый французский журналист того времени Жюль Жанен. — Где бы она не появлялась, все, кто видел ее в первый раз и не знал ни имени ее, ни профессии, обращали на нее почтительное внимание. И действительно, у нее было несколько наивное выражение лица, обманчивые манеры, смелая и вместе с тем скромная походка женщины из самого высшего общества. Лицо у нее было серьезным, улыбка значительная, и при виде ее можно было повторить слова Эллевью об одной придворной даме: «Не то это кокотка, не то герцогиня».

Париж знал ее под именем Мари Дюплесси. Она вела жизнь, как тогда изящно выражались, «дамы полусвета», но при этом считалась не простой куртизанкой, а настоящей звездой, к которой, как ночные бабочки к свету, слетались аристократы, дипломаты, знаменитости и многочисленные светские особы. Ею восхищалась богема, среди ее поклонников были такие гранды изысканного искусства, как Ференц Лист и Теофиль Готье. Немногие знали, что «Мари Дюплесси» — только аристократический псевдоним, за которым скрывается дочь бедных норманнских крестьян Альфонсина Плесси, из-за крайней бедности отправленная родителями в Париж на заработки.

В то время Париж был самой блестящей из мировых столиц. И самой веселой. Пережив парочку революций, несколько войн, несколько смен государственного строя, парижане веселились вовсю. Балы, маскарады, развлечения сменяли друг друга, как в пестрой карусели. Некоторые дамы высшего общества не без гордости говорили, что никогда не видят солнца: когда они ложатся спать, оно еще не встало, а когда просыпаются – уже зашло. Конечно, Альфонсина не могла устоять перед соблазнами города вечных праздников, но красота, незаурядный ум, вкус, врожденное благородство манер, выделили ее из круга дам и девиц легкого поведения, позволили серьезно соперничать с самыми блестящими дамами высшего общества.

Почему-то она очень любила камелии. Эти печальные цветы без запаха сопровождали ее всюду – на балах, прогулках, в театре. В конце-концов, ее так и стали называть – «дама с камелиями». Ее неожиданная – в 23 года – смерть от чахотки потрясла Париж. Целых три дня парижане обсуждали эту новость. Целых три дня! Бесконечно много для города вечных праздников.

Через несколько дней после похорон возникшие невесть откуда родственники Альфонсины устроили распродажу ее вещей и дома. Аукцион вызвал необычайный интерес: наконец-то добродетельным дамам можно было побывать в доме знаменитой куртизанки, не боясь бросить тень на свое доброе имя. И, право же, там было на что посмотреть! Жюль Жанен, тоже побывавший на этом аукционе, вспоминает так: «Птицы распевали в золоченой клетке, в шкафах Буль за стеклом виднелись поразительные коллекции: редкие шедевры Сервской фабрики, самые лучшие саксонские рисунки эмали Петито, работы Буше, безделушки. Она любила грациозное кокетливое, изящное искусство, где порок не лишен ума, где невинность показывает свою наготу. Она любила флорентийскую бронзу, эмаль, терракоту, все изощрения вкуса и роскоши упадочного времени. В них она видела эмблему своей красоты и своей жизни. Увы! Она тоже была бесполезным украшением, фантазией, легкомысленной игрушкой…»

Ажиотаж был необыкновенный – каждая деталь ее одежды, ее туалетные принадлежности, даже ее поношенная обувь были проданы за бешеную цену.

На аукционе побывало немало знаменитостей. «Вот жизнь и вот смерть, из которых можно извлечь хороший урок», — посетив эту распродажу, записал в своем блокноте Чарльз Диккенс. Справедливости ради стоит отметить, что знаменитый англосакс, известный своими сентиментальными романами, не увидел в этой истории ничего, кроме морали. Заходил сюда и начинающий писатель Александр Дюма, незаконнорожденный отпрыск знаменитого романиста. Купил золотую цепочку Мари Дюплесси. На память.

А через некоторое время просвещенная публика была потрясена новым романом — «Дама с камелиями». Его героиня, Маргарита Готье, удивительно напоминала знаменитую куртизанку. В то время обсуждение подобных тем считалось аморальным, поэтому читатели были удивлены и даже шокированы смелостью молодого автора, изобразившего падшую женщину лицом положительным и даже страдающим. Автором романа был все тот же Александр Дюма-сын, желавший доказать, что он, как и его отец, тоже не лишен таланта. Молодой Дюма знал Мари, но их отношения вовсе не были столь возвышенны, как у Маргариты Готье и АрманаДюваля. Да и разрыв их стал не столь драматическим. Однако смерть бывшей подруги глубоко поразила Александра. Их обоих роднило чувство отторженности, они оба были изгоями общества – она – проститутка, он – незаконнорожденный сын матери, которая тоже была незаконнорожденным ребенком.

Роман «Дама с камелиями» можно назвать одним из парадоксов мировой литературы. С высоты нашего времени сюжет о полудобродетельной проститутке, пожертвовавшей своей любовью ради спокойствия и благополучия семьи любимого человека, может вызвать разве что ироническую улыбку. Но в то время даже обсуждение подобных тем считалось аморальным.

Тогда Европа бурно увлекалась театром. Модный хроникер писал, что это увлечение «превратило каждый салон в сцену». Не удивительно, что молодому честолюбивому автору захотелось увидеть свое детище на подмостках. И вот через короткое время появилась пьеса, которая тоже называлась «Дама с камелиями». Но театр не литература – цензура пьесу не пропустила. По моральным соображениям. Случилось это в 1851 году.

В декабре того же года произошел государственный переворот. Власть в стране захватил племянник Наполеона Бонапарта, Луи Наполеон, провозгласивший себя императором. Во Франции наступил период, получивший название Второй империи. В следующем году при прямом содействии одного из приближенных «Наполеона Малого» «Дама с камелиями» все же увидела свет рампы: новое правительство согласно было занять головы своих сограждан любыми темами, лишь бы они не касались социальных вопросов и политики.

Успех был грандиозным! Александр Дюма-сын тут же был объявлен гуманистом и идейным автором, чахотка стала модной болезнью, а бледный цвет лица — таким же неотъемлемым признаком хорошего тона, как кринолины и верховая езда.

После «Дамы с камелиями» Дюма-сын не раз возвращался к теме падших женщин, но ни одно из его последующих произведений не повторило успех первого. Примечательно, что после «Дамы с камелиями» появилось великое множество пьес, в которых тоже поднималась тема взаимоотношений куртизанок и высокоморального буржуазного общества. Правда, сейчас и названия-то этих пьес вспомнят разве что театроведы, специализирующиеся на этом этапе истории театра. Примечательно и то, что Дюма-сын (если верить его друзьям-современникам) вовсе не собирался поднимать в пьесе темы морали, а хотел просто написать о любви. Трудно сказать, в чем же загадка этого удивительного драматического произведения, которое обвиняют в банальности, ханжестве, картонных страстях и фальшивых героях, а между тем играют, играют, играют…

В 1853 году великий итальянский композитор Джузеппе Верди использовал сюжет «Дамы с камелиями» для написания «самой тихой» своей оперы «Травиата». Итальянская публика оказалась консервативнее французской – на первом представлении оперу освистали. Впрочем, впоследствии это не помешало «Травиате» стать популярной и любимой.

Роль Маргариты Готье стала звездной для многих великих актрис. Сара Бернар. Свою карьеру в Комедии Франсез она начала с пощечины примадонне. Гордо ушла из театра и вернулась обратно на щите славы, красоты и обожания. Маргарита Готье стала одним из ее шедевров. Русский критик А. Кугель вспоминал о ее игре так: «Нельзя лучше изобразить женщину определенного круга, дешевое великолепие ее социальной профессии и глубокое, где-то очень спрятанное чувство безысходной неудовлетворенности». «Божественная Сара» очаровывала зрителей нежной женственностью и грацией, какой-то совершенно исключительной выразительностью ее плачущих рук и рыдающей спины. Ее игра была виртуозна, красива, но холодна. Она не потрясала зрителей так, как ее современница и соперница итальянская актриса Элеонора Дузе.

Они жили в одно время, играли один репертуар, и современникам было свойственно сравнивать их. Часто сравнение оказывалось не в пользу благополучной и всегда блистающей Сары Бернар. Измученная холодной до безнадежности любовью к драматургу-символисту д'Аннунцио, уставшая от его неестественных претенциозных странных пьес, Элеонора Дузе пыталась спастись театром, найти то, что позволило бы ей сказать о больном и сокровенном. Она нашла это в образе Маргариты Готье. Дузе говорила, что в «Даме с камелиями» есть золотая нить, которая соединяет фальшивый жемчуг этой пьесы – золотая нить страсти». Тем, кому посчастливилось побывать на ее спектаклях, вспоминали, что более всего поражали в этой роли глаза актрисы – «громадные, бездонные черные глаза и как-то необычайно выгнутые веки, которые придавали вид усталости и печали этим чудесным глазам».

Смерть Маргариты в исполнении Дузе потрясала своей беспощадной правдивостью. Сара Бернар разыгрывала здесь эффектную сцену, вызывая гром аплодисментов своим падением – навзничь, не сгибая спины. Дузе умирала незаметно. «Здесь жизнь угасала медленно, как будто нежно любящее сердце на глазах у зрителя переставало биться. Так и умирала Маргарита Дузе, без единого движения, сидя в кресле и положив голову на плечо Дюваля». И потрясенный зрительный зал молчал, забывая об аплодисментах.

Однажды во время гастролей в Москве на ее спектакль пришел Всеволод Мейерхольд, скандально известный своим реформаторством, формалистскими постановками и борьбой с реалистическим театром. В антракте к нему подошел какой-то актер и спросил о впечатлении, полагая, что режиссер условного театра будет ругать Дузе. Эмоциональный Всеволод Эмильевич сверкнул холодными серыми глазами, в которых высыхали слезы восторга и сострадания, и ответил, чеканя слова: «Вульгарной критике здесь не место. Здесь возможно только поклонение».

Много позже, в 1934 году, Мейерхольд сам поставил свою «Даму с камелиями». Роль Маргариты Готье сыграла его жена и музы – Зинаида Райх. Это был удивительно красивый спектакль. Даже как-то странно, что именно в то время, в период тотального прославления рабочих и колхозниц, бесконечной борьбы со шпионами и врагами народа, со сцены, наполненной цветами и подлинным антиквариатом, вдруг заговорили о чувствах, любви, красоте. По странному стечению обстоятельств «Дама с камелиями» стала последним, 725 спектаклем, сыгранным в ГосТИМе – государственном театре имени Мейерхольда.

Случилось это 7 января 1938 года. На следующий день театр закрыли. А еще через год Мейерхольд был арестован и расстрелян. Вскоре и Зинаида Райх была убита в своей квартире какими-то ненайденными преступниками.

Кинематограф – любимая игрушка людей ХХ столетия – тоже не обошел своим вниманием трогательную историю о любви. Образ Маргариты Готье почему-то очень привлекал звезд «великого немого» — ее играла Теда Бара, первая женщина-вамп американского кино с демоническим характером и экзотической биографией, утонченная Франческа Бертини, лучшая из итальянских кинодив, Алла Назимова – американская актриса русского происхождения с необычной для роковых обольстительниц внешностью, Глория Свенсон с ее узкими холодными серыми глазами. Не обошла вниманием Маргариту Готье и Грета Гарбо – самая загадочная из кинозвезд. Ее Маргарита стала такой же, как и лучшие образы, созданные актрисой – загадочной, привлекательной женщиной, любовь которой становится роковой для тех, кто ее любит и для нее самой. Экранизаций оказалось так много, что в, конце-концов, появился фильм с названием «Подлинная история дамы с камелиями».

Бедная, бедная АльфонсинаПлесси! Она даже не могла предположить, сколько достойных мужчин будет размышлять о ее судьбе, сколько замечательных женщин – задумываться над ее образом. И сколько бы раз не появлялась на экране и сцене Маргарита Готье, желание обращаться к ее истории снова и снова не иссякает, словно она за всю пережитую ею несправедливость, оставила некий секрет, от разгадки которого зависит очень многое в этом мире.

Субботний Рамблер
Рекомендации
Познакомлюсь с парнем/мужчиной от 18 и до 55 лет для взаимной мастурбации по web-камере и реального секса без обязательств и строго анонимно! Мой Ник SofySunnyRay на сайте http://HBA3L.TK
Познакомлюсь с парнем/мужчиной от 18 и до 55 лет для взаимной мастурбации по web-камере и реального секса без обязательств и строго анонимно! Мой Ник SofySunnyRay на сайте http://HBA3L.TK
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука