или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
11 февраля 2014
0
1 072

Поколение, которое растёт на роботах

Кружки по робототехнике сегодня приходят на замену привычным занятиям по авиа- и судомоделированию. Школы закупают робототехническое оборудование, чтобы учить детей программированию на уроках физики и информатики. За последние три года центр дополнительного образования Дворец молодёжи открыл в Свердловской области при поддержке областного правительства 14 площадок робототехнического творчества. Каждая способна принять за месяц около 300 детей. На одной из площадок в Екатеринбурге работает тренер сборной России по робототехнике Олег Горнов.
Фото 66.ru
-Олег Александрович, с чем работают школьники на уроках по робототехнике?
-Каждая робототехническая площадка оснащена специальными инженерными комплектами «Лего» – восемь комплектов на каждый год обучения. Дети учатся конструированию, 3D-моделированию, программированию от азов до сложных программных решений, которые разрабатывают самостоятельно. Мы планируем, что цикл обучения на робототехнической площадке составит восемь лет.
-Это как в музыкальной школе, когда учишься играть на фортепиано…
-Да, только на уроки фортепиано детей обычно гонят через не хочу, а у нас, наоборот, с занятий не выгонишь. Одновременно в классе занимаются до десяти детей. Они ходят обычно раз-два в неделю. Занятие длится два академических часа, то есть в день может прийти четыре группы. На каждой площадке работает по пять-шесть педагогов. Занятия бесплатные для детей – это дополнительное образование.
Я бы призвал родителей отдавать девочек в робототехнические кружки. Я считаю, что девочка тоже должна разбираться в технике, уметь что-то делать руками.
Олег Горнов
-Правда, что девочки лучше разбираются в робототехнике, чем мальчике?
-Это совершенно точно, но, к сожалению, девчонок в группах единицы. Я постоянно вхожу в судейскую коллегию на изобретательских, робототехнических конкурсах. Если приехала девочка, сливай бензин. С ними очень тяжело конкурировать. Они более усидчивые, требовательные, могут по несколько месяцев заниматься одной разработкой, тогда как парень скорее бросит, если у него что-то не получается. Я бы призвал родителей отдавать девочек в робототехнические кружки. Я считаю, что девочка тоже должна разбираться в технике, уметь что-то делать руками.
-Занятия робототехникой требуют постоянно быть в курсе развития новых технологий. Вам удаётся следить за новинками и вводить их в образовательный процесс?
-Много читаю Интернет. Наиболее знаковой и доступной разработкой за последние пять лет я бы назвал платформу Arduino. Она воплощает в себе то, что мы годами учились собирать своими руками на кружках по радио. Плату для сборки роботов Arduino может использовать обычный человек для решения самых разных задач: собрать примитивный осциллограф или устройство, которое выключает свет, когда ты выходишь из комнаты.
-Расскажите о последнем приобретении.
-Плата Raspberry Pi – это полноценный компьютер размером меньше телефона. Используя его, мои ученики создают роботов, которые способны определять, что за объект перед ними: бутылка воды или диктофон, к примеру. У человека в голове есть образы, с которыми он сравнивает объекты. А как научить этому компьютер? Любопытнейшая задача. Когда решаешь её, всегда задумываешься, насколько интересно и сложно устроен человек. Когда начинаешь обучать робота, восхищаешься то ли богом, то ли природой. У человека такие мощные способности!
-Пока робот не может полностью повторить поведение человека.
С другой стороны робот делает то, чему ты его обучил. Вы, наверняка, что раз видели, как вас обманывает ваш мозг. В одном из моих любимых фильмов «Трасса 60» в одном из кадров герою показывают две карты: красные пики и чёрные черви… Что есть что?
-А компьютер не обманешь!
-Когда мы начинаем жульничать с техникой, то запутываемся сами ещё больше. Я начну описывать человека: два глаза и нос. Компьютер определит, что это собака или обезьяна – бесчисленное количество вариантов. Как только мы начинаем брать пример с человека, робот начинает ошибаться. Это безумно интересно…
-И очень странно.
-Это наводит на мысли. Вроде человек похож на робота. Правильный ответ – робот похож на человека.
Вроде человек похож на робота. Правильный ответ – робот похож на человека.
Олег Горнов
-Насколько амбициозные задачи вы ставите перед школьниками на занятиях?.
-Я не верю в успехи неамбициозных людей.
-И всё же, я часто слышу, что школьники программируют роботов так, чтобы они ездили по прямой линии, находили предмет в комнате. Достаточно тривиальные задачи. Насколько далеко можно зайти с комплектами Lego?
-Это базовый уровень, который необходим для дальнейшего развития. Но даже с комплектом Lego можно решать сложные задачи, так как в его основе сложнейший процессор. Я видел сделанные с его помощью научные автоматизированные разработки. Как-то я зашел в одну научную лабораторию, где сотрудники собирались выкинуть 150 тысяч рублей на средство автоматизации. Я им вовремя объяснил, что для выполнения этой задачи им за глаза хватит 11 тысяч рублей (столько стоит базовый комплект Lego) и детский язык программирования.
-Как вы считаете, зачем Google купил BostonDinamics?
-Чтобы сделать что-то потрясающее и очень простое, как iPodСтива Джобса.
-А что-то подобное могло бы появиться в России?
-Нет, и это самая большая проблема. Зарубежный бизнес готов инвестировать в научные разработки и в изобретения, потому что выстраивает стратегический план на будущее. Наш бизнес не смотрит в будущее, не думает, что будет через 10-15 лет. Для него главное – урвать что-то стоящее сейчас. Российский бизнес не готов вкладываться в развитие школьников. Предприниматели объясняют это двумя причинами. Во-первых, может быть, через 10-15 лет не будет существовать самой компании. Во-вторых, эти школьники вырастут и уедут за рубеж. Зачем тратить зря деньги?
-То есть заниматься робототехникой перспективнее не в России.
-Да, и я очень переживаю по этому поводу. Независимые эксперты, члены жюри на международных конкурсах отмечают, что у российских детей есть перспектива. Сейчас государство взялось на бюджетные деньги организовывать робототехнические площадки. Но что будет, когда эти дети вырастут? Где они найдут работу?
Бывает, ребёнок перестает ходить. Звонишь, спрашиваешь, почему, а взрослые отвечают: «А он себя плохо вел, двойку в школе получил, мы его наказали». А это как связано с занятием робототехникой?
Олег Горнов
-Хотят ли дети заниматься робототехникой?
-У нас огромные очереди в кружки. Чаще всего родители сами приводят своих детей в возрасте 7-8 лет, и я считаю, что это не совсем правильно, так как взрослые в этом случае считают, что могут сами диктовать правила. Бывает, ребёнок перестает ходить. Звонишь, спрашиваешь, почему, а взрослые отвечают: «А он себя плохо вел, двойку в школе получил, мы его наказали». А это как связано с занятием робототехникой? Или, бывает, слышишь такой ответ: «Вы знаете, было холодно – мы увезли ребёнка к бабушке».
-Можно связать это с тем, что занятия бесплатные. А чувство ответственности чаще возникает, когда ты заплатил деньги…
-Действительно, у меня был опыт, когда я вёл платные курсы по робототехнике. Во-первых, все родители интересовались, как успехи у их ребенка, что мы будем дальше проходить. Они же должны знать, за что платят деньги. Во-вторых, если ребёнок раскис, ему всегда можно напомнить, что родители платят за него. Но услуга должна стоить приемлемо, условно – не больше 1500 рублей в месяц, потому что это не бизнес. Сейчас робототехнические кружки бесплатные – всё работает, претензий нет – всё работает. Но хотелось бы, чтобы взрослые проявляли к занятиям чуть больше интереса, как их дети.
Хотелось бы, чтобы взрослые проявляли к занятиям чуть больше интереса, как их дети.
Олег Горнов
-Как российская команда по робототехнике выглядит на фоне других команд на соревнованиях?
-В изобретательстве мы сметаем всё. Расскажу о нескольких изобретениях, за которые наша команда получала призовые места. Например, робот-пожарный. Никто не догадывался, что пламя можно распознавать при помощи веб-камеры. Автономное устройство патрулирует помещение, ищет источник возгорания и тушит. В прошлом году приз получила разработка кресло-каталка. Казалось бы, что нового можно придумать? Идея заключается в том, что во время поездки ноги поочерёдно поднимаются, разминаются – это очень важно.
-Разве в мире нет аналогичных изобретений?
-Мы делаем предварительно патентный поиск – это элемент культуры, доказать, что ты первый. Да, есть устройства, которые тушат пожар. Но нет ни одного такого, которое бы само передвигалось и искало очаг возгорания. Ещё один пример – пандус для инвалидов, который раскладывается при нажатии кнопки. Не надо думать, что таких нет. Но наша разработка выигрывает в энергозатратности.
-Легло ли школьники справляются с задачами? Какие вопросы они задают?
-Все время возникают какие-то вопросы. Технические решаются быстро по ходу дела, но с учениками мы часто отвлекаемся и на житейские. Мальчики спрашивают, как с девочками общаться. У мамы же не спросишь! А у мужчины-педагога по робототехнике, почему бы и нет. 
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука