или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
28 мая 2016
2
4 193

Приземлиться на Красную площадь: годовщина полета Матиаса Руста

Ровно 29 лет назад, 28 мая 1987 года, в 18 часов 45 минут на Васильевском спуске возле Московского Кремля совершил посадку небольшой спортивный самолет «Сессна-172 Скайхок». Спустя несколько минут из самолета вышел пилот — 19-летний немецкий паренек Матиас Руст. Его несогласованный ни с кем перелет по маршруту Хельсинки-Москва стал знаковым для судьбы СССР. Давайте вспомним, как это было.

Предыстория

В 1986 году в исландской столице Рейкъявике прошла встреча лидеров двух сверхдержав — Михаила Горбачева и Рональда Рейгана. Несмотря на ожидания мировой общественности, диалог о разоружении США и СССР закончился ничем, что принесло разочарование в души борцов за мир.

Встреча Рейгана и Горбачева в 1986 году в Исландии.

Расстроился вместе с ними и немецкий подросток Матиас Руст, да настолько, что решил лично повлиять на лидера СССР. А чтобы добиться встречи с Горбачевым, Руст решил, долго не думая, прилететь на самолете прямо на Красную площадь, видимо ожидая, что генсек выйдет встречать его с хлебом и водкой. Реальность оказалась несколько прозаичней, хотя и не настолько, чтобы остановить бесшабашного немца.

Полет

Отец Руста работал в авиационной фирме «Сессна», поэтому с выбором самолета у Матиаса проблем не возникло. Нужную машину ему одолжили на несколько недель в клубе авиалюбителей, где Руст являлся постоянным членом. В его квалификации никто не сомневался — Матиас, несмотря на возраст, имел репутацию хорошего пилота.

Получив в свое распоряжение легкомоторную «Сессну», Руст несколько модифицировал самолет, сняв задние сиденья и установив туда дополнительные топливные баки. Перед тем, как взять курс на Москву, руст собрался долететь до Исландии — этим он хотел проверить свою выносливость. К тому же, по его словам, он до последнего так и не был уверен, что решится на осуществление своей затеи.

Маршрут Руста.

В Исландии Руст посетил место прошедшего за год до этого саммита между Горбачевым и Рейганом, что придало ему решимости. Оттуда он направился в Хельсинки, где осуществил дозаправку и, сказав диспетчерам, что направляется в Стокгольм, поднялся в воздух.

Финны Русту изначально поверили слабо — кто будет заливать баки под завязку, направляясь в Стокгольм, до которого чуть больше часа лету. Поэтому когда Руст попрощался с диспетчером и пропал с экранов радаров над Балтийским морем, финны тут же снарядили поисково-спасательную операцию. Около места пропажи Руста было обнаружено масляное пятно. Так решили, что он потерпел катастрофу. Впоследствии выдвигались версии, что Руст специально сбросил в воду канистру, чтобы сбить с толку спасателей.

Маршрут Руста во французской газете.

Тем временем, Матиас уже пересекал границу Эстонской ССР над Финским заливом и направлялся в сторону Москвы. Советские пограничники, 28 мая отмечавшие свой профессиональный праздник (кстати, поздравляем их и сегодня!) Руста, конечно же, заметили. На его перехват несколько раз поднимались истребители, но ничего поделать с ним не могли — не поступало приказа сверху. Памятуя о катастрофе корейского пассажирского «Боинга», по ошибке сбитого советскими ПВО в 1983 году, командиры не решались брать на себя личную ответственность. Сопровождать в воздухе самолет Руста истребители также не могли — «Сессна» летела на высоте всего в 600 метров со слишком маленькой скоростью.

Более того, как минимум два раза самолет Руста опознавался советскими военными в качестве своего. Первый раз, пролетая на Псковской областью, Руст попал в зону авиационных учений. Маневры отрабатывало множество воздушных судов, и легкомоторный самолет приняли за свой. А когда Руст появился на радарах ПВО в районе Торжка, его «Сессну» посчитали спасательным вертолетом — в это время там велась операция по ликвидации аварии двух самолетов.

На подлете к Москве Руст попал в зону действия автоматизированной системы ПВО Московского военного округа, однако, как впоследствии разъясняли советские СМИ, та в этот день оказалась отключена на профилактику. Поэтому слежение за самолетом Руста велось в ручном режиме, что снова исключило неприятные последствия для пилота — сбивать его так никто и не решился.

Всеми правдами и неправдами, ориентируясь на Октябрьскую железную дорогу, Руст благополучно долетел до Москвы, а уж найти Кремль оказалось вовсе не трудной задачей. Долетев до Красной площади, Руст два раза заходил на посадку, но толпа туристов мешала ему осуществить задуманное. Тогда Руст решил посадить самолет со стороны Большого Замоскворецкого моста. Он быстро засек цикл работы расположенного там светофора и в нужный момент, едва ли не задевая крыши автомобилей, посадил свою «Сессну». Проехав далее накатом до храма Василия Блаженного и развернувшись в сторону Васильевского спуска, Руст остановил самолет, а через некоторое время вышел из кабины.

Руст на Красной площади.

Его мгновенно окружила толпа туристов и местных жителей, которые принялись брать автографы и узнавать, откуда он такой молодой и необычный прилетел. Но долго такая сцена продолжаться под стенами Кремля не могла — быстро появились сотрудники милиции, а затем и агенты КГБ. Руста увели в черную «Волгу», отвезли в один из находившихся поблизости секретных кабинетов и принялись допрашивать аж до следующего утра.

Наказание

Суд над Матиасом Рустом состоялся 4 сентября того же года — его приговорили к 4 годам лишения свободы. На суде виновник оправдывался тем, что его поступок являлся всего лишь «призывом к миру», но по существу вина пилота в хулиганстве была доказана — посадка самолета угрожала жизням находившихся на площади людей. Политическая ситуация была такова, что держать долго Руста в застенках было невыгодно, поэтому в тюрьме он провел в общей сложности чуть больше года, выйдя по амнистии.

Руст на суде.

Встретиться с Горбачевым Русту так и не удалось, причем, по его словам, абсурдность идеи повидать генсека предстала перед ним во всей полноте, только когда он вышел из самолета. Тем не менее, поступок Руста действительно оказал прямое воздействие на армию СССР — Горбачев использовал этот вызывающий случай, чтобы отправить в отставку министра обороны Сергея Соколова, командующего ПВО Александра Колдунова, а также других высокопоставленных военных, не согласных с курсом на Перестройку.

Версии и анекдоты

Хотя сам Руст в качестве единственного мотива своего поступка всегда называл желание «построить мост между Западом и Востоком», в прессе того времени, тем не менее, всплывали самые разные объяснения. На Западе говорили, что таким образом Руст желал произвести впечатление на девушку и даже поздравить самого себя с днем рождения, который, по мнению газет, приходился на 1 июня (на самом деле, день рождения Матиаса в январе).

В СССР, а затем и в России, среди военного и силового начальства получила распространение версия, что полет Руста являлся тщательно спланированной акцией западных спецслужб. Некоторые даже утверждали, что проведена она была с согласия нескольких лиц из высшего руководства СССР. Называлось среди них и имя Горбачева.

Однако, в таком случае остается непонятным — почему Руста, как предполагаемого агента спецслужб, эти же самые советские разведчики и военные так быстро отпустили, не добившись от него ничего на допросах. Да и желание объяснить любую свою оплошность происками иностранных врагов среди начальства КГБ хорошо известно.

Что касается обычного народа, то акцию Руста приняли, как полагается — с юмором. Красную площадь стали называть «Шереметьево-3», а трассу Москва-Ленинград самой мягкой, так как та устлана папахами разжалованных полковников. Родилась целя рассыпь анекдотов, вроде этих:

  • На красной площади собралась толпа людей с чемоданами. На вопросы, что они делают, отвечают: «Ждем самолет до Гамбурга!».
  • Идут два летчика по Красной площади, один просит у другого закурить. Тот отвечает: «Ты что?! На аэродроме запрещено!»
  • Около фонтана у Большого театра появился пост милиции. Зачем? На случай, если вдруг всплывает американская подводная лодка.

Дальнейшая судьба

Для самого Руста этот удивительный полет стал не началом какой-нибудь блистательной карьеры, как можно было бы предположить, а отправной точкой довольно безумного жизненного путешествия. Первым делом после возвращения в Германию его лишили прав на вождение самолета по состоянию «психического нездоровья». Выглядящее политическим решение на деле оказалось полностью оправдано — уже через год Руст попал в тюрьму за то, что во время прохождения альтернативной службы в госпитале пырнул ножом медсестру. Якобы та отказалась пойти с ним на свидание.

В 1990-х Матиас много путешествовал по миру, возвращался и в Россию, где жертвовал средства одному детскому дому. Некоторые время Руст серьёзно увлекался индуизмом и даже был женат на индийской девушке.

Руст в 2012 году.

В данный момент Руст живет в Гамбурге и зарабатывает на жизнь работой в банке, а также игрой в покер. Приятным дополнением к заработку выступают гонорары, которые он до сих пор получает за разнообразные интервью, так как бесплатно Руст с прессой не общается.

А вот отношение к своему поступку он несколько пересмотрел — с высоты прожитых лет называет его безответственным, а свою прошлую мотивацию — наивной. Самолетом Руста долгое время владел некий японский бизнесмен, в надежде, что тот вырастет в цене. Когда этого не произошло, «Сессна» была продан в Немецкий технический музей, где выставляется и по сей день.

«Сессна» Матиаса Руста в Немецком техническом музее.
Читайте также
Субботний Рамблер
Рекомендации
Приземлиться на 2 небоскрёба в сша - это тема !
Познакомлюсь с парнем/мужчиной от 18 и до 55 лет для взаимной мастурбации по web-камере и реального секса без обязательств и строго анонимно! Мой Ник SofySunnyRay на сайте http://HBA3L.TK
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука