или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
20 декабря 2013
2
1 341

«Пусть только я усну»

- Мы тебя переложим на каталку, ну, на другую кроватку. И поедем.
- Пусть только я усну.
- Этот, говорит, плохой, этот, и Руссия плохая.
- Понятно.
- Я ему говорю: «Это ты плохой».
- Не, не говори так.
- Но мне не нравится, когда так говорят.
- Мне тоже. Но лучше промолчать.
Мальчик Линар ходит по коридорам больницы, в его живот вшита двойная трубка, которая ведет к аппарату весом в центнер. Эта машина – ростом с мальчика и в три раза его шире. Линар возит ее сам, когда хочет куда-то пойти. Бегать, как обычно бегают дети, он не может, и покататься на велосипеде он не может, он может только ходить с этой тумбой по коридорам или даже ненадолго выйти на улицу, но только на 40 минут, иначе аппарат, который качает кровь, разрядится.
Трансплантация детских органов от ребенка к ребенку в России запрещена. Пересадить, например, печень от взрослого ребенку — можно. Но сердце – невозможно физически, это должно быть сердце примерно такого же по возрасту и некоторым физическим параметрам ребенка. В России констатировать смерть головного мозга у детей невозможно – есть приказ Минздрава, который запрещает это чисто юридически. То есть, родители ребенка, который находится в коме, органы которого работают исключительно за счет аппаратов, не могут получить официальный ответ о том, что мозг ребенка мертв. Видимо, до 18 лет мозг будет считаться официально живым, как бы цинично это ни звучало. А значит, родственники не могут подписать бумаги о передаче органов ребенка другим детям.
Поэтому пятилетний Линар отправился в Италию с доктором-опекуном по имени Марсель, где пересадка сердца от ребенка к ребенку возможна. И выжил. И даже немного поучился в итальянской школе. А сейчас ему 12, он живет в России и учится только на «отлично». И может бегать, кататься на велосипеде, плавать, играть в футбол. Он теперь может все, что могут другие дети, хотя у него был неизлечимый порок сердца.
Фильм со счастливым концом, возможно, не заставит российских чиновников наконец изменить закон из сожаления. Но, может быть, заставит сделать это из чувства стыда.
Что касается не фактической, документально заснятой истории, а художественной составляющей фильма, то для российского кинематографа это большой прорыв. «Я уж Насте не говорю, чтобы не зазналась, но это же потрясающая работа», — шепчет мне после премьеры одна дама, близкая к продюсерским кругам.
Замечательна режиссерская работа. Это большая редкость — документальный фильм,который был бы полнометражным и вместе с тем интересным. Часто ловишь себя на мысли, что вот этот прием или вот этот символ могли скорее встретиться в игровом кино — настолько они мистические и ирреальные, — но на деле они идеально вписаны в док. Например, карнавал в Италии, где движутся пугающие деревянные фигуры, или туман, в который погружается экран сразу после кадров операции Линара, когда ты не понимаешь – выжил он или нет, что это за туман, это небо или земля, и потом слышишь, как Линар разговаривает с дедом. Это как смотреть на то, как человек возвращается с того света. Или, например, не совсем ясный символ козы, которую показывают в некоторых эпизодах фильма, и голос за кадром говорит по-татарски «Линар, выпей молока, молоко поможет». Оказывается, в первые годы жизни Линар жил с бабушкой и дедушкой в деревне, где пил козье молоко, дышал свежим воздухом и только благодаря этому чудом продержался дольше, чем мог бы в городе. Кроме того – сюжет, в который вписаны все эти символы. Все будто бы построено по написанному заранее сценарию, хотя в документальном кино этого в принципе не может быть. На обсуждении ленты после показа Настя Тарасова сказала: «Я хотела сделать именно зрительский фильм, и подумала, что если судьба мне дала уже выстроенную драматургическую линию, то зачем мне что-то менять».
А еще фильм «Линар» отличается крайне профессиональной работой оператора Ирины Шаталовой. Мне иногда кажется, что в русском документальном кино роль человека с камерой – последняя. До 17 ноября я знала только одного запоминающегося мастера в этой сфере – Павла Костомарова (хотя он работает и в игровом кино). На премьере «Линара» я увидела работу человека, который чувствует героя и, что не менее важно, окружающее его пространство. Однако операторами фильма немного побывали и Марсель, и сам Линар – в их руках иногда оказывалась камера и погружала нас в личный мир каждого из них. Линар ехал, сидя на своей стокилограммовой тумбе, и снимал коридоры больницы. Голос Марселя говорил «держи камеру ровнее, вот так», и в этой неровности и дрожании кадра была особенная трогательность.
Кто-то где-то сравнивал «Линар» с нашумевшей документальной лентой «Антон тут рядом». Сравнивать эти два фильма – это как сравнивать две совершенно разные болезни этих мальчиков. «Антон тут рядом» гораздо больше давит на одномоментную эмоциональность, вызывая (во всяком случае, у меня) нескончаемые потоки слез. «Линар» — более спокойный, он подводит тебя к той или иной мысли постепенно, эмоции обрушиваются не волнами, а четко в кульминационный момент – и сразу после.
У любого человека, который много и внимательно смотрит кино, в голове может сформироваться «карта», на которой отмечены фильмы, их особенности, качество, впечатления от увиденного. На моей карте «Линар» вполне может претендовать на место в первой линии русского документального фронта. Хотя военные метафоры тут вообще не уместны. Лучше смотреть, чем говорить.
Субботний Рамблер
Рекомендации
Рецензия трогательна, вызывает сопереживание. Вот только читателю неясно, кто такой Марсель, откуда он вдруг взялся, если только читатель не смотрел фильм. Да и автор сам путается, называя врача то Марселем, то Маратом... Досадно))
Любовь, "Поэтому пятилетний Линар отправился в Италию с доктором-опекуном по имени Марсель". Это был по сути чужой Линару человек, который поехал с ним, как отец, и в день операции, по словам самого Марселя на премьере, Линар даже несколько раз назвал Марселя папой. Место, где было имя "Марат" по ошибке, исправила, спасибо ;)
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука