или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
7 марта 2014
3
1 789

Пьянство за штурвалом. История проблемы и мнения

Случай в Благовещенске вновь поднял проблему человеческого фактора в сфере, где любая ошибка или невнимательность может дорого обойтись. Кроме вполне очевидной угрозы проблем и аварийных ситуаций, приводящих к гораздо более печальным последствиям, это всегда является серьёзным пятном на репутации авиакомпаний. Тем более крупных, которые и так у всех на слуху.
И только работа медицинских комиссий, которые, в отличие от своих коллег, проверяющих водителей наземного автотранспорта, зачастую, лишь формально, проводят все необходимые процедуры, позволяет избежать фатальных последствий в большинстве случаев. 
Благовещенский инцидент стал предан широкой огласке только лишь по причине того, что это случилось в Благовещенске. Если бы это случилось у них в Шереметьево, где база Аэрофлота, то никто бы слова не сказал. Потому что не надо было самолет задерживать, подменили бы по тихому и всё. И случаи такие бывают несколько раз в год, и не только в Аэрофлоте. Понятное дело, что об этом не говорят, если есть возможность скрыть происшествие. Сдавать кого-то не хочу, скажу только, что в Шереметьево за год было известных мне 5 случаев, когда работников (техников) ловили на пьянке и два раза пилотов.
Сотрудник международного аэропорта "Шереметьево", пожелавший остаться неизвестным
Чтобы понять, к чему могут приводить случаи, когда пилоты всё-таки садятся управлять самолётом будучи выпившими, можно вспомнить авиакатастрофу в Перми. Тогда, 14 сентября 2008 года Боинг-737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» (ныне — «Нордавиа», — прим. ред.) выполняя заход на посадку в аэропорт Перми — Большое Савино, упал. Погибли все пассажиры. Уже с самого начала того полёта диспетчеры поняли, что экипаж ведёт себя не совсем адекватно — пилоты не выполняли указаний наземных служб или выполняли их неправильно. Всё это привело к тому, что в момент снижения самолёт, находясь ночью в облаках, перевернулся через крыло, начал стремительно терять высоту и в итоге столкнулся с землёй.
При расследовании причин катастрофы было выявлено, что в крови командира воздушного судна Родиона Медведева присутствовал алкоголь. Также выяснилось, что в компании на тот момент были проблемы с соблюдением необходимого режима отдыха лётного состава. То есть, командир экипажа был не только выпившим, но ещё и уставшим. Позже появилась информация о том, что буквально за день до катастрофы у него родился сын. Очевидно, счастливый отец решил это событие отметить.
В конце 2008 года с «Аэрофлотом» произошел еще один инцидент, который из-за праздников не получил широкой огласки, а потом о нем и вовсе забыли. Дело было 28 декабря на маршруте Москва — Нью-Йорк. Летевшая этим рейсом Ксения Собчак заподозрила, что пилот нетрезв, когда тот не очень внятно произнес приветственную речь пассажирам. В результате самолет вылетел на три часа позже и с резервным экипажем. История получила международную огласку, потому что на борту находилась корреспондентка газеты Guardian Ира Иосебашвили, которая тоже отметила неадекватность пилота в своей статье: «Его голос был странным — невнятные слова, неполные предложения, паузы».
Сложно сказать, что было бы, если бы на борту не оказалась Собчак — дочь бывшего начальника президента страны. Благодаря ее стараниям пассажирам показали командира корабля и заменили экипаж. «Позже авиакомпания заявила, что пилот был проверен и признан трезвым, — описывает это Guardian, — однако все мы видели пьяного человека, лицо которого было красным, как свекла, а глаза были налиты кровью».
Последствия катастрофы в Перми
Также в августе 2008 года два российских пилота, собиравшиеся переправить пустой пассажирский Boeing-767 авиакомпании «Аэрофлот» в Москву, были задержаны в аэропорту Манчестера по подозрению в употреблении алкоголя.
Справедливости ради надо отметить, что не только в «Аэрофлоте» существуют такие проблемы. И не только в России. Пьянство за штурвалом позволяют себе и европейцы. 24 декабря 2008 года в Хитроу был задержан пилот авиакомпании Jet Airways, которому предстояло сесть за штурвал самолета и везти 300 пассажиров в Мумбаи. Он был признан нетрезвым.
По официальной статистике, в мире на данный момент зафиксировано 18 авиакатастроф, произошедших из-за того, что экипаж принимал алкоголь или наркотики. В целом, на долю пилотов СССР и России приходится 5 подобных авиакатастроф, что составляет четверть от их общего количества. А если смотреть по числу жертв, то наши пилоты-алкоголики угробили наибольшее количество пассажиров, потому что разбивали большие пассажирские самолёты, в отличие от своих зарубежных коллег, терпящих аварии на небольших летательных аппаратах, иногда и вовсе любительских.
Разумеется, в авиакомпаниях стараются сделать всё, чтобы исключить вероятность употребления алкоголя и каких-либо других стимуляторов, контролируя своих пилотов и остальных сотрудников на предмет употребления алкоголя. 
Мы считаем, что в авиакомпании налажена система работы по предупреждению и упреждению опасности появления на борту ВС членов летных и кабинных экипажей в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии т. н. «факта употребления». Расценивая это, как угрозу безопасности полетов, через медицинскую службу компании, располагающей собственными здравпунктами в гг.Тюмень, Сургут, Москва, Ноябрьск, Березово, Ханты-Мансийск и на других территориях обеспечивается на предполетном осмотре выполнение требований о запрете на употребление алкоголя и психотропных веществ. Эти требования изложены во внутренних документах авиакомпании, в т. ч. в Коллективном договоре, с которым работники знакомятся сразу при трудоустройстве. Каждый случай отстранения становится предметом служебного расследования и, как правило, увольнения. Информация об отстранении доводится до сведения Росавиации и ТМТУ. Обращаю внимание, что запрет на употребление распространяется не только на воздушные суда, но и на все производственные помещения авиакомпании, организаций с которыми авиакомпания состоит в договорных отношениях ,общежития, профилактории. Так что мы тоже боремся с пьянством и увольняем сотрудников, которые в этом были замечены.
Елена Галанова, руководитель пресс-службы авиакомпании ЮТэйр, для Рустории
Правда, сами пилоты очень часто сетуют на то, что и сейчас режим труда и отдыха не соблюдается должным образом.
Допустим, у меня 12-ти часовой рабочий день. Я прилетел в точку назначения, потом должен лететь обратно. Но что считать рабочим временем? Ведь если я жду нормальной погоды, иногда по несколько часов, в кабине самолёта, я же тоже работаю. И устаю тоже. А мне говорят, что это не считается… Как так?
Андрей Литвинов, пилот, командир экипажа ВС семейства А-320, "Аэрофлот"
В Думе уже давно предлагают упразднить все организации, осуществляющие сейчас контроль в сфере гражданской авиации, и создать для этого соответствующее министерство, объясняя это тем, что таким образом контроль за отраслью будет осуществляться легче.
Мы давно говорим о том, что нужно возродить ведомство, которое будет контролировать всю авиатранспортную сферу, как это было в СССР — министерство гражданской авиации. Мы каждый год собираемся в студиях разных программ, чтобы обсуждать те или иные катастрофы или инциденты… У нас сейчас много контролирующих организаций: Росавиация, возможности которой с каждым годом ограничивают, департамент в министерстве транспорта, Ространснадзор и другие. В результате у семи нянек дитя без глазу, как говорится… Это одно из предложений, чтобы одно ведомство осуществляло контроль за отраслью.
Александр Старовойтов, глава комитета по транспорту Государственной Думы РФ, фракция ЛДПР
За комментарием по теме мы также обратились в Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации. Вопрос был про случаи, аналогичные благовещенскому:
Нет, именно таких случаев не было. Были случаи, когда пилот мог просто накануне что-то отмечать, ну, и иметь потом последствия для здоровья. Если же у медкомиссии возникают подозрения в отношении трезвости пилота, то его просто не допускают до рейса. Причём не просто его одного, а весь экипаж. Если человек на этом попадается, его накажут, конечно. Но вообще перед вылетом медосвидетельствование проходит весь экипаж. Хотя «дуть в трубку» никого не заставляют, это, скорее, экстраординарная мера.
Александр Сергеев, сотрудник Гос НИИ ГА
Известно, что в России существует дефицит квалифицированных лётчиков — задали мы вопрос Александру, — могут ли пилоты, зная о своей, в определенном смысле, незаменимости, позволять себе более «раздолбайски» относиться к своей работе?
— Да, система первоначального обучения летного состава почти полностью разрушена. Поэтому авиакомпаниями «подбираются» все люди, имеющие лётное освидетельствование, это касается не только пилотов, но и всего лётного состава. И если по каким-то соображениям человека выгнали из одной авиакомпании, его возьмут в другую.
- По вашему опыту, случай Благовещенска — из ряда вон выходящий?
— Предположу, что такое вполне могло быть и раньше. И не в единичном случае, поскольку ситуация с дефицитом острая.
Есть ли у пилотов некая допустимая норма промилле?
— Нет, это совершенно недопустимо. Хотя кровь на анализ не берется на регулярной основе, а только в случае возникновения подозрений у медиков. Но на моей памяти такого не было. Это связано ещё и с тем, что все эти люди — и медперсонал, и лётный состав — довольно хорошо друг друга знают, и там складываются житейские взаимоотношения. Впрочем, я не могу исключить здесь и такого момента, как покрывательство.
Практикуется ли замена экипажей в подобных или других экстраординарных случаях?
— Да. Для этого существует запасной лётный экипаж, который находится обычно в гостинице аэропорта и проводит там свою лётную смену.
Из всего вышенаписанного складывается вполне закономерный вывод: контроль, конечно, есть, но он недостаточный. И его необходимо усиливать. Правда, вряд ли в этом случае поможет создание отдельного ведомства или ужесточение мер ответственности. «Житейские» взаимоотношения, как выразился наш собеседник, никто не отменял.
Сегодня появилась ещё и версия того, что пилот, попавшийся на употреблении алкоголя в Благовещенске, летал на Боинге-767. Дело в том, что эти самолёты, как и Ил-96, в ближайшее время полностью выведут из парка авиакомпании.
В Благовещенск летает 767. Их выводят из парка. Конфликт экипажей 767 и 96-х илов у всех на слуху.
Анонимно
Впрочем, эта информация хоть и заслуживает внимания, но пока никак не подтверждается более вескими аргументами.
Напоследок мы обратились к одному из выпускников Лётного Санкт-Петербургского Авиационно-Транспортного училища Гражданской авиации имени Главного маршала Авиации А.  А. Новикова (СПАТУ ГА). Вопрос был даже не о том, выпивают или нет, а о дисциплине в целом. Ведь именно от неё и зависит то, что позволяет себе человек.
В целом я не припомню пьяных на занятиях. Выпивали в общежитиях, конечно. Куда без этого? Но в неучебное, скажем так, время. С другой стороны, тотального контроля не было, при желании можно было и «принять». Но у нас не было таких. Все ответственно подходили к делу. Я вообще считаю, что пьют — позеры, те, кто хочет везде крутым казаться. Это из разряда тех, кто, дай волю, самолёт бы с закрытыми глазами сажал, чтобы крутыми показаться. Люди, влюблённые в небо, в авиацию, никогда себе этого не позволяют! Для них главный «наркотик» и расслабление — это небо!
Илья Михейко, выпускник СПАТУ ГА (2008 год), работает в коммерческой авиации
Предложение «Аэрофлота» по созданию «чёрных списков» пилотов, которые были единожды замечены в употреблении алкоголя, кажется вполне разумным. Они не должны иметь возможность устраиваться на работу в других авиакомпаниях. К тому же, компетентным службам авиакомпаний максимально стоит действительно жёстко наказывать тех, кто не желает соблюдать рабочий режим. Но, главное — выявлять таких именно до полёта, а не после того, как человек окажется за штурвалом. 
Фото: echo.msk.ru
Субботний Рамблер
Рекомендации
Зелёный змий поднимается всё выше и пытается окутать своими сетями лётчиков. Скоро космонавтов будут снимать с полёта за пьянство
"Если бы это случилось у них в Шереметьево, где база Аэрофлота, то никто бы слова не сказал". Вот до Аэрофлота в данном случае дела нет. Навряд проблема в том, что они нанимают пилотов со справками от нарколога. Это всё равно что обвинять автошколы в том что их выпускники потом попадаются, въехав по пьяни в остановку. Другое бесит - что людям вообще приходи в голову нажраться, прежде чем сесть за штурвал. Я понимаю, что самолётом управлять - это тебе не вышивать крестиком, тут не нужны ни постоянное внимание, ни напряженная работа ума, как в случае с канвой. Да-да, у меня тоже есть авиасимуляторы и я кроме того что неплохо взлетаю, ещё и отлично провожу бомбардировки. Но блин. Ну просто блин.
Пьющих сотрудников авиакомпаний и аэропортов, на мой взгляд, нужно связывать, затаскивать на борт самолетов и выбрасывать их с высоты без парашютов!
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука