или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
23 января 2015
4
25 706

Пять шедевров искусства, безнадежно испорченных в XXI веке

Не торопитесь в музей, думая, что экспонаты, которым не одна сотня лет, подождут еще парочку? На самом деле произведения искусства могут оказаться безнадежно испорчены и в XXI веке, когда мастерство хранителей и реставраторов достигло невероятных высот. Вот пять самых громких примеров шедевров, которые вы никогда не увидите прежними.
Картина Питера Брейгеля-младшего
Одна из самых безумных историй XXI века в мире искусства связана с именами скандально известных современных художников: Джейка и Диноса Чепменов. В 2010 году они ​купили на аукционе картину «Голгофа (Распятие Христа)» XVII века, предположительно знаменитого фламандского живописца Питера Брейгеля-младшего.
Стоила работа всего 220 тысяч фунтов стерлингов, поскольку доказательств того, что эта работа действительно принадлежит кисти Брейгеля, а не является копией, у продавца не было. Аналогичное полотно художника находится в одном из художественных музеев Будапешта, а эту картину до недавних пор считали копией неизвестного последователя. Однако манера письма и время создания картины дают возможность предположить, что автором полотна был сам Питер Брейгель-мл.
Итак, картина с молотка ​попала в руки к одним из самых скандальных деятелей современного искусства. Они дорисовали фигурам на картине искаженные свиными рылами лица, червей из глаз и прочие экстравагантные мерзости, призванные привлечь внимание к порокам современного общества. Кстати, «обновленное» полотно ушло с молотка уже за 750 тысяч фунтов. Хорошая плата за вандализм.
Бамианские статуи Будды
Это история о религиозной вражде, которая неожиданно затронула уникальные ​статуи Будды II-IV веков в Бамианской долине в центральной части Афганистана. В 2001 году их, буквально на глазах у мировой общественности разрушили талибы, считавшие статуи языческими идолами.
Накануне акта уничтожения, лидер талибов мулла Мохаммед Омар заявил: «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно. Они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем». Высеченные в скале изваяния сначала обстреляли с помощью зенитных орудий и артиллерии, а потом, когда стало понятно, что оружием статуям не навредить, заложили взрывчатку в отверстиях статуй.
Сейчас в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящегося под угрозой уничтожения, внесен остальной комплекс буддийских построек в этом районе. Ведутся работы по консервации уникальной живописи V — IX веков в пещерных монастырях.
Погребальная маска Тутанхамона
Нет, с уникальным экспонатом не случилось ничего такого, что бы помешало многочисленным посетителям музея любоваться на него. Однако с точки зрения историков, реставраторы, работавшие с артефактом в последнее время, безнадежно испортили маску.
Во время последней чистки, от маски Тутанхамона отломилась борода. И реставраторы,​ по данным СМИ, прикрепили ее обратно при помощи эпоксидной смолы, использование которой теперь грозит утратой всего древнего артефакта.
Во-первых, теперь на экспонате видна небольшая трещина между лицом и бородой и желтовато-прозрачный слой смолы, тогда как раньше детали плотно прилегали друг к другу. Во-вторых, этот материал чрезвычайно трудно, почти невозможно удалить с поверхности. А ведь одно из главных условий любой реставрации – возможности возвращения экспоната в первоначальное состояние, если это необходимо.
Фрески Успенского собора во Владимире
Уникальные росписи по сырой штукатурке XII-XV веков, среди которых, в том числе, работы знаменитого мастера Андрея Рублева, давно находятся под угрозой утраты. Причина – неудовлетворительное состояние вентиляционной системы собора и не подходящий для фресок температурный режим в храме, где до сих пор ведутся богослужения. Специалисты говорят, что на росписях появилась плесень, копоть и другие наслоения, и они ​нуждаются в реставрации.
Деньги на то, чтобы привести Успенский собор в порядок, выделены – только на реставрацию фресок Рублева министерство культуры ​готово потратить до 28,4 млн рублей. Однако перед тем, как начинать работу, нужно наладить вентиляцию и температурный режим в самом соборе, говорят специалисты. Иначе от их трудов не останется и следа уже через пару-тройку лет.
Еще один вопрос, который волнует ценителей настенных росписей: кто выиграет конкурс на реставрацию фресок. В прошлый раз, когда нужно было привести в порядок росписи XIX-XX веков, подряд достался московской фирме, к которой было много претензий. В частности, не были укрыты должным образом от пыли и грязи фрески Рублева.
Кстати, тогда же в соборе поставили кондиционеры, чтобы улучшить климат для сохранности фресок, но свежий воздух все равно не достает до храмовых закутков, в которых, как раз, утраты живописи максимальны.
Картина абстракционистки Хелен Франкенталер
Неприятные происшествия с экспонатами происходят и в музеях. Кислотой картины обливали, в основном, в конце ХХ века – сейчас самые ценные экспонаты защищают специальным стеклом. Да и ножом полотна не резали с 1987 года. А вот по глупости инциденты с картинами происходят до сих пор.
В 2006 году, например, 12-летний школьник, пришедший на экскурсию с классом, ​приклеил использованную жвачку на полотно «Залив» художницы-абстракционистки Хелен Франкенталер. На картине осталось крупное пятно, которое реставраторам пришлось обрабатывать несколько недель, чтобы сделать менее заметным.
Учителя говорят, что мальчик вряд ли осознавал последствия своего поступка, и не хотел намеренно причинить вред картине. Впрочем, школьнику все равно досталось – его на несколько дней исключили из учебного заведения, да еще и родители устроили страшный нагоняй.
Читайте также:
Субботний Рамблер
Рекомендации
Полотно "Залив" меня впечатлило - верх идиотизма считать это произведением исскуства
Насчёт "Залива" согласен - на такую мазню только жвачки лепить. Он наверное и не понял, что это картина.
Он от этого только выйграла
Просто убивает равнодушие наших чинуш к величайшему национальному достоянию - фрескам Андрея Рублева. Такое отношение ничем не лучше варварства исламистов, уничтожающих памятники древних культур. А у нас - гибнут шедевры родной культуры, вот и вся разница. Несмываемый позор!
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука