или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
13 февраля 2014
6
3 080

Рабы на книжных плантациях

Два года назад один молодой пскович попал в рабство. Но парень не унывает, более того, даже кажется очень довольным своей участью. Да и рабство у него, честно говоря, «завидное»: никаких тебе овцепастбищ или хлопковых плантаций. Более того, его в это самое рабство никто не «продавал», он наоборот «сам пришёл», за что теперь регулярно получает неплохие деньги. А всё потому, что рабство у него не простое, а, как многие уже догадались, литературное.
Достоевский и КО
— Я ассоциирую себя исключительно с Достоевским: нужны были деньги, и я начал писать, — шутит (недаром же КВНщик с многолетним стажем) двадцатитрёхлетний Алексей Шамутило.
На деле же он, выпускник факультета менеджмента Псковского государственного университета, попробовав себя в качестве менеджера и поняв, что «не такой, как все» — это не про эту профессию явно, уехал в Санкт-Петербург в поисках лучшей жизни (а заодно и профессии).
- В основном, работа менеджером заключается в том, что ты должен звонить по телефону и предлагать что-то. Это совсем не совпадает с тем, что я ожидал от этой работы. Никакого развития, — рассказывает Лёша.
- А литературное рабство способствует развитию? – хитро улыбаюсь я.
- Да. По крайней мере, когда ты начинаешь этим заниматься, тебе волей-неволей приходится узнавать что-то новое. Моя знакомая — администратор в фирме писателя, которому я теперь помогаю, она знала, что ему нужен помощник, и предложила эту работу мне. Почему бы и не попробовать? Когда я туда пришёл, нужно было выполнить тестовое задание, помню, что мне сказали: «Напиши синопсис». А я тогда даже не знал, что такое синопсис. Пришлось разобраться. Потом, читая другие произведения, разбирался и в структуре их написания. То есть ты в любом случае что-то узнаёшь и как-то развиваешься. Вообще это достаточно творческое занятие. Чтобы работать наёмным автором, нужно обладать хорошей фантазией, широким кругозором, много чего читать и смотреть. Главное – уметь хорошо представлять…
Но и фантазия без вдохновения – пустые образы, не облечённые в предложения. Алексей признаётся, что зачастую, в ожидании музы, не может заставить себя сесть за работу, «нет мотивации». И тут же улыбается:
- Недавно читал смешной монолог про мотивацию. Что-то типа: «Если человек нашёл мотивацию купить книгу про мотивацию, то он может её и не читать вовсе». Часто я сажусь за текст только в последний день, тем не менее, даже если ты ничего не делаешь, ты всё равно работаешь. Мозг всегда в напряжении. Выходит, что ты трудишься больше, чем человек, у которого фиксированный рабочий день.
Раб vs арап
Пресловутый текст – это техническое задание, которое присылают всем внештатным авторам (да-да, над книгой – разумеется, не каждой, есть ещё «честные писатели» — трудится целая группа таких фрилансеров). Оно включает подробное описание того, что требуется от конкретного человека: количество текста (обычно не очень большое), действующих лиц, ключевые фразы. Это может быть повествование определённого героя или диалог, пейзажная зарисовка или подробное описание внешности. Нашему герою больше всего нравится передавать разговоры.
- А если скажут написать слезливый монолог?
- Значит, напишу слезливый монолог, — пожимает плечами Алексей. – Задание может быть неинтересно вообще. Но это такая работа. Я вообще думаю, что многие писатели пользуются наёмным трудом. Насчёт факта существования Шекспира до сих пор ведутся споры…. Если бы я был известным писателем, я бы тоже, наверно, прибегал к услугам наёмных авторов, потому что есть много других дел, других проектов, на всё может элементарно не хватать времени.
Но пока стать «известным писателем» у Лёши желания нет. Над своей настоящей профессией по-доброму иронизирует, подбирая смешные синонимичные ряды: призрак пера, тень авторучки, след от грифеля… И честно признаётся, что пока просто не понимает, чего хочет от жизни.
- Мне даже легче, что сейчас мне в готовом виде даётся определённое задание и не надо придумывать идею, может, здесь срабатывает какая-то техническая составляющая моего мозга, — рассуждает он. – Конечно, мне бы тоже хотелось подарить людям какую-то идею, но, наверно, не с помощью книг. Способ донесения должен быть другой.
Какой? Возможно, стенд-ап. Алексей – регулярный участник шоу псковского «Stand-upсоюза», а в прошлом году даже участвовал в съёмках программы «Камеди баттл» на ТНТ. Члены жюри, Гарик Мартиросян и Семён Слепаков, узнав тогда о необычном роде занятий псковского шутника, отреагировали мгновенным каламбуром: «Литературный раб – это как Пушкин? – Не, Пушкин – литературный арап…».
К слову, сам Лёша свою профессию необычной не считает и подчёркивает, что занимается этим только потому, что ещё не нашёл что-то своё.
— Но разве тебе необидно, что…
- Вообще всё равно, — не давая закончить фразу, перебивает Алексей. – Изначально все условия оговариваются, какие могут быть претензии? Это просто моя работа, за которую мне платят деньги. И потом, даже если эта книга получает какую-нибудь награду, разве это моя заслуга? Получила ли бы она такое признание, если бы я полностью её написал?
Вместо послесловия
- Гнаться за тиражами – однозначно плохо? А писать в стол? Нормальному человеку важно быть услышанным, а писать только для себя – род сумасшествия. Творчество индивидуально (хотя продукты коллективного творчества бывают). Попытка писателей в 1920-е годы создать коллективный роман провалилась; недавно было что-то похожее в Сети – с тем же результатом.
Теоретически можно утверждать, что та или иная книга написана группой авторов. В материалах об авторстве «Тихого Дона» есть результаты лингвистической экспертизы. Глубже – «шекспировский вопрос», ещё глубже – гомеровский. Признаки, по которым можно определить «коллективное авторство», могут быть разными: лексическими, стилистическими, грамматическими. Математика в этом отношении очень в ходу: подсчёты предпочтений в пунктуационных знаков, например, длина фраз и т. п.
К литературному рабству отношусь как к любому рабству.
Илона Мотеюнайте, профессор, доктор филологических наук.
Субботний Рамблер
Рекомендации
Классная тема (много нас ходило в таких рабах) - но не дотянута. Жаль.
Подозрительная личность, человек ни о чем, так сказать. Какую пользу в себе он несет окружающим?
Не литературный раб, а литературный негр )
Раскрутить бы эту тему... Столько бы "писателей" на чистую воду вывели бы ))
-В одном из ваших интервью я прочитала, что в советские времена вы подрабатывали литературным негром у членов Союза писателей. Это правда?

-Не подрабатывал, просто работал. Я два романа написал, с половиной. Один роман Марка Поповского в серии «Политиздат» о Николае Морозове, народовольце. Он назывался «Побежденное время». Потом за Лидию Лебединскую написал роман об Огареве. Он назывался «С того берега». А еще мне роман заказал Даниил Гранин, но он меня обманул. Я пол-романа написал, а он его побоялся продолжать и денег мне не заплатил.

Из интервью с И.Губерманом.

Это так гадко! Пишет один, а все почести другой!
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука