или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
9 ноября 2015
1
641

Рассказы, кризис и русские писатели

Обратимся к рассказам. Как и что пишут великие писатели? Вот, например, что говорит о рассказах Дмитрий Львович Быков, один из крупнейших русских писателей нашего времени, талантливый педагог, критик, журналист и радиоведущий: «Считается, что прозаик должен начинать с рассказов. По-моему, это самый трудный жанр, до которого и в старости не всегда дорастаешь. Идеальный рассказ одинаково не похож на стихи и прозу, а ближе всего он, пожалуй, к жанру сна…» — это из обращения к читателю в сборнике «Прощай, кукушка». Здесь Д.  Быков как бы дает совет молодым авторам (кстати, кто такой «молодой» автор?) и поясняет читателю предназначение рассказов. Далее он пишет: «Главное преимущество этого жанра, мне кажется, в одном: даже сочинив полсотни таких рассказов, автор все равно не уверен, что научился писать их как следует. А именно из такой неуверенности и получаются интересные вещи». Писать, писать и еще раз писать — завещает нам Дмитрий Львович, дальше дело за нами (вами).

Так уж сложились обстоятельства, что я действительно начал с рассказов (если ими считать то, что у меня похоже на окололитературу) и действительно я во всех них не уверен. Остается только надеяться, что это в самом деле хорошие вещи. Полагаясь на свой скромный опыт, скажу, что рассказы писать сложно, — это правда. В самом начале нужно выжимать их из себя, стараться понять, как именно выглядят ваши рассказы, какое у них лицо. Потом будет немного проще — в один прекрасный день вы поймете, что выжимать уже ничего не приходится.

Есть и еще одна проблема — о чем писать? Да о чем угодно! После написания нескольких рассказов и темы, и места действия, и персонажи сами полезут на страницы ваших записей. В этом смысле, как ни странно, писать роман куда проще (!), чем рассказ. Рассказ необходимо писать лаконично, четко, не «размазывая» события. Роман же заключает в себе последовательное и детальное изложение, что намного упрощает задачу, так как вам уже не приходится выделять основное, самое важное и яркое, как того требует рассказ.

«Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события: случая на охоте, поединка с врагом и тому подобного — уже является устным рассказом», — пишет замечательный энергичный писатель и публицист Михаил Веллер в своей «Технологии рассказа». Вообще, если вам интересен этот жанр, то скачайте, купите или возьмите в библиотеке его «Технологию рассказа» и внимательно ее прочтите от корки до корки несколько раз. Михаил Иосифович там все структурно, детально и систематизировано описывает и поясняет.

Творческий кризис вам знаком? Конечно, знаком. Господин Кризис ваш самый незваный гость. Не звонит, не пишет, телеграммы не шлет и застает вас врасплох там, где вы его, конечно же, не ждете. У Василия Макарыча Шукшина есть замечательный рассказ под названием «Воскресная Тоска». Все-таки он именно Макарыч, как в песне у Владимира Высоцкого: «Все — печки-лавочки, Макарыч!». Рассказ как раз описывает кризис, который испытывал Макарыч в одно из своих воскресений. Он пишет: «На столе — рукопись, толстая и глупая», «Перечитал последнюю главу, и стало грустно: такая тягомотина, что уши вянут», «На каком основании человек вообще садится писать? Я, например. Меня же никто не просит». Ну ведь кризис в чистом виде! Автор в тупике, но он, как человек большой мысли и мастер слова, справляется со своим кризисом просто — он пишет об этом. Одновременно с тем, как Василий Макарыч прогоняет свою хандру, он дает совет (возможно, даже неосознанно): пишите, задавайте себе вопросы и пишите, пишите, пишите, завещает нам Василий Макарыч. Главный вопрос для заблудившегося автора также звучит в рассказе: «А что я такое знаю, чего не знают другие, и что дает мне право рассказывать?». Вот и все. Найдете ответ — и хандру как рукой снимет.

Эти три писателя стали важными движущими силами в моем творчестве, но не только. Я могу еще с десяток фамилий перечислить, которые так же сильно оказывают на меня влияние в письме, да и вообще в жизни. Автор должен и обязан находиться под влиянием определенного круга писателей, иначе он просто эгоист. Иногда я пытаюсь подражать, иногда — копировать, иногда — сделать так же, но ровно наоборот. А почему бы и нет? Все учителя стоят у меня на полке и дают мне знания, стоит только захотеть их получить. В каждом есть что-то похожее на другого и одновременно есть что-то свое. Такая, знаете, перекличка писателей получается (и современников, и других поколений). Ведь все они наши с вами соотечественники, соседи, родственники, но об этом в другой раз, это уже из другой песни куплет. Все они учат нас хорошему и только хорошему, иначе зачем они вообще пишут, что они такого знают (вспоминаем Шукшина)?

И, конечно же, писатели учат зеленых новобранцев литературной армии красиво, доходчиво и интересно излагать свой текст. Личным примером и интеллектом (метод обучения в армии). Хорошие бойцы получат звания, медали, ордена и бесценный опыт, бойцы слабее будут трудиться в тылу, а совсем каличи и доходяги отправятся восвояси поднимать народное хозяйство.

21.10.2015г.

Статья опубликована в 11 номере журнала MuZa

www.writerstudio.ru | https://vk.com/muzajournal | editor-muza@mail.ru

Субботний Рамблер
Рекомендации
Познакомлюсь с парнем/мужчиной от 18 и до 55 лет для взаимной мастурбации по web-камере и реального секса без обязательств и строго анонимно! Мой Ник SofySunnyRay на сайте http://HBA3L.TK
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука