или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
13 декабря 2013
2
1 232

 Рисунки ребенка – зеркало его проблем

В своей новой книге Алла Баркан («Спок в юбке», как называют ее многие почитатели и последователи) продолжает исследовать коды детских рисунков, впервые описанных ею в своих книгах «Плохие привычки хороших детей», «Рядовые семейных войн, или как мы создаем проблемы своим детям», «О чем говорит детский рисунок». Выход в свет новой книги – хороший повод еще раз поговорить с профессором на страницах газеты.
- Алла Исааковна, поздравляю Вас с новой книжкой. Что нового мы узнаем из нее о детском рисунке?
- В отличие от своих предыдущих книг, в этой я подробно разбираю все нюансы рисунков ребенка, благодаря которым можно понять причины имеющихся у детей проблем. Прочитав эту книгу, родители и педагоги смогут понять — по каким кодам на рисунках можно узнать о том, что волнует ребенка, о соперничестве и ревности братьев и сестер в семье, об особенностях адаптации малышей к детскому саду и первоклассников к школе. Значительная часть книги посвящена проблемам, связанных с особенностями общения современных детей, а это уже дети Сети, начиная с дошкольного возраста…
Благодаря анализу рисунков взрослые смогут понять — не является ли ребенок жертвой дедсадовской или школьной дедовщины (буллинга), есть ли у него чувство или комплекс неполноценности, о его страхах и самооценке и т. д. Для анализа были взяты более восьмидесяти цветных рисунков детей из шести стран мира, в том числе из Сыктывкара.
- Интересно. И как, например, родители могут понять, что у ребенка проблемы в школе?
- Смотря, какие проблемы. Проблемы могут быть связаны с адаптацией к школе, с отсутствием друзей, конфликтом с учителем, плохой успеваемостью и т. д. Однако самые тяжелые проблемы связаны со школьной дедовщиной, виноватыми в которой могут быть и учителя.
Для того, чтобы убедиться, что ученик подвержен школьному буллингу, желательно попросить его сделать ряд рисунков на темы: «Моя школа», «Мои школьные друзья», «Мои друзья в классе», «Моя школьная жизнь», «Я и мои друзья в школе», «Мои учителя». При малейшем подозрении на школьную дедовщину, необходимо попросить художника нарисовать рисунки «Чем я хужедругих», «Чем я лучше других».
Безусловно, для подтверждения подозрения о том, что ученик является жертвой школьного буллинга, недостаточно одного рисунка на эту тему. Да и темы рисунка такой тоже нет. Не будете же вы просить ребенка нарисовать, как его бьют или дразнят в школе. Поэтому необходимо провести нечто вроде детективного расследования, предполагающее учет различных нюансов жизни ученика.
- Что в поведении ребенка должно насторожить родителей и учителей?
- Подтвердить предположение о том, что ребенок – жертва школьного буллинга могут отказ художника от рисования любой темы, связанной со школой. Отказ рисовать своих школьных друзей и себя рядом со своими друзьями. Изображение «друзей» силуэтами или в мрачных тонах с преобладанием черного цвета. Изображение «друзей» в агрессивных позах, с огромными руками, сжатыми в кулаки, с большими ртами. Изображение себя на рисунке с «друзьями» вдали от всех, маленьким и бесцветным, напоминающим безнадзорного ребенка. Отсутствие солнца на рисунках ребенка в ситуациях, происходящих на улице, преобладание туч, или же изображение капель дождя. Отсутствие ярких тонов на рисунках. И так далее. Все это подробно описано в моей книге.
- Сегодня подрастает поколение «Z» — цифровое поколение — которое с рождения имеет многое из того, о чём мы даже не мечтали.
- Да, прогресс идёт сегодня так быстро, что мы не поспеваем за ним. Современные дети — это дети, гораздо чаще обучающие своих родителей, чем учащиеся у них. Когда-то смешная поговорка «яйца курицу учат» сегодня отражает время, в котором мы живем.
Поколение Z — это дети, которые уже мыслят другими масштабами, дети, имеющие клиповое мышление, дети — онлайнового общения и виртуальной социализации, По американским социологическим данным, 80 процентов детей 4-5 лет уже входят в соцсети и могут общаться через компьютер.
У них другие взгляды на жизнь. Сегодня 6-7-летние дети думают о том, кем они будут работать, сколько будут зарабатывать и смогут ли обеспечивать семью. И это данные по всем странам.
В то же время, прогрессивно нарастает количество детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания, со склонностью к аутизму, с высоким уровнем тревожности и т. д. Короче говоря, быть ребенком поколения «зет» не так уж легко.
- Сегодня компьютеры объединяют людей, но разъединяют семьи…
— Да, на одной из встреч мне рассказали ситуацию, когда шестилетняя девочка заявляет, что не любит папу. Но если папа приходит с работы и садиться за компьютер, не обращая внимания на девочку, то она вправе его не любить. Шесть лет — период романтической любви ребенка к родителю противоположного пола. Сегодня папа сидит за компьютером, и дочь говорит, что он её не любит, а завтра она сама сядет за компьютер, и ситуация повторится с точностью до наоборот…
- Какие опасности могут ожидать наших «ультрасовременных детей» и от чего родители могут их предостеречь?
- От самих себя. Этому поколению свойственны разные зависимости, начиная от телевизора и компьютера, которые они обожают, и, заканчивая музыкальными плейерами, айфонами и планшетами. Без этого они сегодня просто не представляют свою жизнь, и в то же время, эти гаджеты причина их болезней. А чтобы они не болели, от взрослых требуется лишь одно — их научить правилам пользования этими новинками технического прогресса, хотя бы прочитав инструкции к ним. Например, если ребенок не знает, как правильно пользоваться новым поколением плееров МР3, то, по мнению сурдологов, у многих из тех, кто пользуется наушниками-капельками, постепенно может развиться глухота. Причём поражается слуховой нерв, а это не восстановимо!
- Назовите главные проблемы, с которыми к вам обращаются за консультацией.
- Агрессия детей. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Проблемы в общении. Развод. Это то, что сегодня не даёт покоя ни детям, ни родителям.
- А о чем, по Вашим наблюдениям, сегодня мечтают современные дошколята?
— Эти мечты могут быть совершенно различными и не похожими друг на друга. Но, тем не менее, имеются и общие тенденции. Как правило, дошкольники чаще всего мечтают, чтобы родители:
*Любили бы их больше всех на свете
*Любили бы их больше других детей в семье
*Уделяли бы им много внимания.
*Дарили бы им много игрушек
*Брали бы с собой в гости
*Разрешали бы долго смотреть телевизор
*Разрешали бы играть в компьютерные игры
*Покупали бы то, что рекламируется для детей по телевизору
*Разрешали бы им баловство и проказы
Помимо этого дошколятам хочется, чтобы дома всегда были праздники, чтобы Дед Мороз приходил не лишь один раз в год, чтобы каждый день происходили чудеса и чтобы в сказках были только добрые герои…
- А подростки?
- Дети подросткового возраста чаще всего мечтают, чтобы родители:
*Не вмешивались бы в их дела
*Оставили бы их в покое
*Перестали бы их контролировать
*Не ругали бы, а понимали их
*Не запрещали бы им дружить с теми, кого они выбрали сами
Кроме того, многие подростки мечтают, о настоящих друзьях и хорошей компании, о первой любви, о самостоятельной жизни, о покупке всех технических новинок, избавиться от своих страхов и проблем, увидеть множество стран… Понятно, что мечты детей безграничны и не всегда выполнимы…
- Алла Исааковна, если можно, несколько слов о себе. Откуда вы родом?
- Я всегда говорю, что родом из детства, и посвящаю всю себя детству. Выросла в Казахстане, но свою научную работу делала в аспирантуре Института педиатрии Академии наук в Москве, в которой в общей сложности прожила почти шесть лет. Сейчас я живу в Австрии, но всегда с удовольствием приезжаю в Россию.
- Ваш муж тоже медик?
- Мы оба профессоры, заведовали кафедрами в медицинском институте. Муж — кафедрой патологической физиологии, а я — пропедевтики детских болезней.
- Когда была написана ваша первая книжка?
Самой первой была книжка стихов для детей «До свидания, светлячок». А вот первая книжка, посвящённая родителям, вышла в 1996 году, книга «Его Величество ребёнок», которую я написала уже после защиты своей докторской диссертации по просьбе Минздрава СССР. Но просьба была — осветить режимные моменты: закаливание, питание, а мне этого не хотелось, и я стала думать, как сделать книжку интересной, соединив свои знания по педиатрии, психологии и педагогике. В это время мне приходилось консультировать очень много проблемных детей трёхлетнего возраста. Медики не знали, как их лечить, а я вдруг поняла, что их и не надо лечить. У них просто кризис ребёнка трёхлетнего возраста. Все это послужило импульсом для написания этой книги. Отрывки из нее вошли в хрестоматии для студентов университетов. Книга оказалась очень востребованной. Я постоянно дополняю ее, тираж книги превысил уже 260 000 экземпляров. Сейчас она издается под названием «Плохие привычки хороших детей». Кстати, вместе с книгой про рисунки, издательство «Этерна» выпустило и дополненную версию книги «Плохие привычки…», которая тоже сейчас есть в продаже.
- Я хорошо помню, как раньше нам говорили: улыбка новорождённого — это всего лишь мимикрия мышц. Что в первый месяц жизни он не ничего не понимает, а в одной из Ваших книг прочла, что это не так.
- Действительно, раньше считалось, что новорожденные совершенно беспомощные. Однако данные перинатальной психологии свидетельствуют, что это не так. Малыш, ещё не родившись, уже многое знает. Это мы очень мало знаем о нём. Например, сегодня доказано, что еще не рожденные дети не только слышат слова родителей и чувствуют их интонацию, но и даже эмоции матери передаются им биохимическим путём! Новорожденные гораздо умнее, чем мы о них думаем. Просто, родившись, они еще не могут об этом сказать…
- И Ваш совет, как стать хорошим родителем?
- Дети подражают нам. Все недостатки наших детей — это наши недостатки. Быть родителем — это такая ответственность, о которой многие, увы, даже не догадываются. Я за то, чтобы уже в старших классах преподавали родителеведение. Ведь если вы покупаете машину, то вы должны получить права, чтобы её водить… А главный совет — любите своих детей, любите и будьте счастливыми, что они у вас есть!
***Алла Баркан — магистр философии, доктор медицинских наук, профессор, автор 28 книг, большая часть которых написана на основе профессиональной практики автора в качестве педиатра и психолога. Иногда ее называют «Спок в юбке». Алла Баркан является президентом Международного Союза русскоязычных родителей и родителей из смешанных браков. Подробнее о книгах можно узнать на сайте писательницы: «Я люблю тебя, мой Шалунишка!» (abarkan.ucoz.com)
Субботний Рамблер
Рекомендации
Главное, чтобы по этим книжкам обвинения не выносились! Чтобы за фразу "Я люблю тебя, мой Шалунишка!" за решетку не упрятали.
интересно, а если я рисовал НЛО в детстве :) что бы это значало?
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука