или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
26 февраля 2014
1
2 225

Российский Шпицберген намерены показать туристам

Экзотическое направление развития туризма предложили чиновникам Заполярья специалисты из RussiaDiscovery. Московские эксперты предложили брать пример с соседней Норвегии и эксплуатировать приарктическое положение региона. И вроде бы все логично, но раньше в туристических концепциях Мурманской области дерзких предложений продвигать туры на норвежский архипелаг Шпицберген никогда не звучало.
Шпицберген, который норвежцы также называют Свальбард или Грумант, вообще удивительное место, несмотря на то, что арктический архипелаг целиком и полностью принадлежит королевству Норвегия, вести хозяйственную деятельность там могут и другие страны.
Фото: Robcrook / wikimedia.org
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Особый статус Свальбард приобрел благодаря так называемому Шпицбергеновскому трактату — договор между Норвегией, США, Данией, Францией, Италией, Японией, Нидерландами, Великобританией и Швецией. Он был подписан в 1920 года в Париже. Трактат установил суверенитет Норвегии над всеми островами архипелага, который до этого считался «ничейной землей», и предоставил всем государствам-участникам договора равное право на эксплуатацию естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод. При этом ни Норвегия, ни другие страны не имеют право использовать острова для строительства военных баз, Свальбард и его прибрежные воды являются демилитаризированной зоной. Подобным уникальным международным статусом наделен только Грумант.
РОССИЙСКИЙ ШПИЦБЕРГЕН
Несмотря на то, что к Шпицбергеновскому трактату присоединилось более 50 стран, сейчас своё значительное присутствие на архипелаге поддерживают лишь Норвегия и Россия. В разное время это соседство вызывало различные нарекания у государств, что вполне естественно. Однако в последнее время значительных конфликтов вокруг архипелага на мировой арене не происходит. Видимо причиной стал отток русского населения Шпицбергена, закрытие нескольких наших поселков и сокращение объемов добычи угля, все это немного успокоило Норвегию.
Правда заявление о намерении России развивать туризм на арктическом архипелаге, вполне, может снова вызвать у скандинавского королевства «приступ ревности». Дело в том, что сейчас туры на Шпицберген возможны только через Норвегию. Как правило, россиянин, желающий отдохнуть на берегу Северного ледовитого океана, получает Шенгенскую визу и отправляется в норвежский Тромсе. Оттуда самолет доставляет туриста в Лонгийр – административный центр архипелага. Здесь гостя поселят в отеле и будут планомерно знакомить с островом. Туры могут быть самые разнообразные, а туристам даже могут предложить русскоговорящего гида.
Фото: сайт треста «Арктиуголь»
Принципиальное отличие прозвучавшего в Мурманске предложения в том, что отправляться в арктические туры россияне будут не из Норвегии, а из своей страны, и прибывать ни в норвежский Лонгийр, а русский поселок Баренцбург. Таким путем сейчас на остров доставляют рабочих треста «Арктикуголь», которые добывают в недрах Груманта черное топливо для страны.
Специалисты RussiaDiscovery предложили сделать отправной точкой экзотического маршрута заполярный Мурманск и заявили, что уже ведут работу над совместным проектом с трестом «Арктикуголь». Сколько будет стоить подобное путешествие и когда ждать сообщений о запуске турпродукта пока не сообщается, но если ориентироваться на норвежские цены, то можно сделать вывод – отдых с видом на айсберги удовольствие не из дешевых. Обходится такая поездка не менее чем в полторы тысячи евро.
ЧТО БУДЕМ СМОТРЕТЬ
Шпицберген весьма интересен туристам, ведь на островах, с которых рукой подать до вершины мира, можно насладиться нетронутой северной природой. Норвежцы создали на архипелаге более 20 заповедников, а за пределами поселений можно увидеть полноправных хозяев Арктики – белых медведей, число которых, по некоторым оценкам, превышает количество населения архипелага.
В окружении природы на Свальбарде расположились одни из самых северных поселений на планете. Это норвежский исследовательский поселок Ню-Олесунн, законсервированные российские шахтерские поселки Пирамида и Грумант, а также «русская столица» Шпицбергена — Баренцбург.
Фото: Самый северный памятник Ленину находится в Баренцбурге /Р. Чернов
В Баренцбурге, который является вторым по величине населенным пунктом архипелага, проживает около 400 жителей, в основном это русские и украинцы, сотрудники треста «Арктиуголь». В поселке есть теплоэлектростанцию, портопункт, вертодром, жилищно-коммунальное и подсобное хозяйство, больница, культурно-спортивный комплекс, детский сад и даже музей «Помор», который рассказывает об истории архипелага Шпицберген с древнейших времен. Геологическая экспозиция содержит более 300 видов горных пород и минералов от самых древних (1-2 млрд. лет) до сравнительно молодых (5-6 тыс. лет). В поселке есть православная церковь, а на шахте «Баренцбург» действует самая северная в мире железная дорога с небольшим участком на поверхности.
Фото: Православная церковь в Баренцбурге и стелла «Помор» / Netbabe
В 120 километрах от Баренцбурга в недрах гор почти на полукилометровой высоте над уровнем моря находится рудник Пирамида и одноименный поселок. Разработку угольного месторождения здесь вели с начала века, сперва права на него принадлежали Швеции, однако потом были выкуплены СССР. В послевоенные годы поселок рос и развивался, однако с распадом державы для Пирамиды настали не лучшие времена. В конце 1997 года было принято решение о закрытии шахты из-за снижения уровня и высокие затраты на добычу угля. До 1998 года Пирамида была самой северной в мире действующей шахтой, сейчас поселок законсервирован. Как говорится на сайте треста «Арктикуголь», Россия не исключает возможности его дальнейшего использования, в том числе в туристических целях.
Фото: Стелла на руднике «Пирамида» / Hylgeriak / Wikipedia
В 25 километрах от Баренцбурга в бухте Колсбей находится еще один российский поселок – Грумант. Недалеко от него находится одноименная шахта, работы на по добыче угля на которой были начаты в 1911-1913-х годах. Между поселком и шахтой была построена узкоколейная электровозная железная дорога, идущей вдоль побережья, по которой доставляли в порт добытый уголь. В 1961 году власти СССР приняли решение о закрытии шахты в связи с усложнением горногеологических условий и по экономическим соображениям. 
Фото: Дорога на Грумант из бухты / dkharitonov@yahoo.com
Фото: Дома Груманта / KjetilK
Субботний Рамблер
Рекомендации
Какую статью международного закона, нарушил Рогозин? огласите.
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука