или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
23 января 2014
8
9 197

Самый злой вологодский конвой

Вологодское масло и вологодское кружево – два самых известных бренда Вологодчины, их вспоминают в первую очередь, они признаны, узнаваемы и любимы как в самом регионе, так и далеко за ее пределами.
Гораздо меньшее количество человек на вопрос, чем известна Вологда, ответит: резной палисад, некоторые вспомнят новоявленный бренд – Российского Деда Мороза, который, как известно, живет в Великом Устюге. Но есть и такие, кто прилагательное «вологодский» связывает лишь с одним словом – конвой.
Во все времена для вологодского конвоя существовало только одно определение: жестокий, злой, безжалостный и еще шутить не любит.
Ответы на вопросы, кто они такие, вологодские конвоиры, и справедливо ли утверждение – «вологодский конвой самый злой», искала наша корреспондент Лариса Полякова.
Исторически сложилось, что купцы в качестве охранников своих караванов всегда нанимали вологжан. Слава надежных охранителей окончательно закрепилась за ними, когда Вологодчина стала традиционным местом ссылки и тюремного заключения. История современного вологодского конвоя началась 15 лет назад, когда было создано Управление по конвоированию УФСИН России по Вологодской области. В честь юбилея, 20 января, я смогла побывать в самом сердце вологодского конвоя.
Вологда. Набережная Шестой армии, заречная часть города, фактически окраина. Здесь, в окружении элитной недвижимости и находится одно из зданий управления, особняк видного вологодского мецената ХIХ – начала ХХ вв. Христофора Леденцова. Современники помнят его, как покровителя наук. За что Леденцов был удостоен прозвища «Русский Нобель».
За железными воротами уже более подходящий для подобного учреждения пейзаж: ровные дорожки, беседка, гипсовый бюст Ленина, плац в окружении нескольких казенных зданий. Немного поодаль – кинологическая площадка и гаражи. Все просто, Управление по конвоированию получило эти площади от военных 15 лет назад и первыми вологодскими конвойными в современной истории были военные этой самой части.
Здесь несут службу 120 человек. Еще в 2000 году, чтобы попасть сюда, достаточно было всего-навсего отслужить в армии и иметь образование не ниже среднего. Сегодня отбор гораздо строже: армия, высшее образование, лучше юридическое или психологическое, одобрение на собеседовании в отделе кадров, рекомендация психолога и очень строгая медицинская комиссия. От конвоиров часто можно услышать шутку: «Отбирают, как в космос».
Такие требования полностью оправданы. Иногда сотрудникам приходится конвоировать осужденных несколько суток подряд и находиться при этом в закрытых небольших пространствах спецвагона и автозака. Работают конвоиры нарядами, получая 30-40 тысяч рублей в месяц. Тем не менее, в управлении говорят, что желающих работать в конвое достаточно.
Рабочий день конвоира начинается в восемь утра. Следует несколько стандартных процедур: проверка документов, табельного оружия, медицинский осмотр, обязательное посещение психолога, инструктаж.
Словосочетание «вологодский конвой» давно является нарицательным, но, по словам начальника управления по конвоированию УФСИН по Вологодской области Владимира Сапина, сейчас о каких-либо проявлениях жестокости говорить не приходится. Однако, как утверждает Сапин, репутация самого строго конвоя – чистая правда:
— Я бы сказал, что вологодский конвой справедливо имеет репутацию самого строгого и сурового. Можем вспомнить слова про то, что «вологодский конвой самый злой», но я заверяю всех, что мои сотрудники несут службу строго в рамках закона, поэтому, попав в руки вологодского конвоя, можно чувствовать себя спокойным. Осужденные нам не дают расслабляться: пишут жалобы и в верховный суд, и в прокуратуру и в Страсбургский суд по правам человека, отсуживают по 30-50 тысяч евро при любом намеке на нарушение их прав. Поэтому мы тоже меняемся. Например, сейчас при рассадке по спецвагонам, в одной камере число заключенных сократилось с 18 до 12 человек, в спецмашинах установлены кондиционеры, условия содержания становятся лучше. Вологодский конвой не суровый, мы просто требуем беспрекословного выполнения всех правил.
В Управлении два отдела: кинологический и автотранспортный. Кинологическая служба – это шесть человек, которые несут службу вместе со своими питомцами. Кинологи тренируют собак ежедневно, чтобы она не потеряла навыки. Как говорят сотрудники кинологической службы, в сопровождении осужденных с собаками есть определенный психологический момент: собака гораздо раньше чувствует поведение человека, если он настроен на побег или агрессивные действия, собака легко догонит и задержит беглеца в толпе, когда невозможно применить табельное оружие.
Есть и ряд особенностей дрессуры. К примеру, собаку специально тренируют на задержание людей в арестантской одежде, чтобы она четко отличала заключенного от остальных окружающих.
Особые тренажеры есть и для дрессировки на поиск беглецов. На кинологической площадке устроены разные типы схронов. Собаки настолько «натасканы» на поиски человека, что их часто используют и в «мирных целях» для поиска потеряшек.
В таком вот схроне собака нашла меня за несколько минут.
Одна собака служит в среднем восемь лет. После чего ее отправляют на заслуженный отдых. Как правило, сотрудник воспитывает себе новую собаку для работы, а «пенсионера» забирает домой.
Перевозкой в спецтранспорте занимаются уже сотрудники автомобильного отдела.
В современных автозаках есть кондиционеры и камеры наблюдения для безопасности – это уже атрибуты современности, в остальном же транспорт нельзя назвать комфортным: решетки, тусклый свет, специфический запах, жесткие скамейки вдоль стен. Помещение очень маленькое, да и трясет изрядно, в этом я смогла убедиться на собственном опыте.
Сопровождение заключенных по железной дороге осуществляется в так называемых «столыпинских» вагонах. Сейчас эксплуатируется два типа вагонов: старые, из 60-70 годов и построенные уже в наше время. Принципиального отличия нет: зарешеченные купе, три ряда полок. Нижние две предназначены только для сидения, две верхних и средние –раскладываются на нары и вмещают четверых человек. После многочисленных жалоб со стороны осужденных, рассадка в одном таком «купе» сократилась с 18 до 12 человек. Современные вагоны оборудованы системой климата, биотуалетами и еще автопоилками. Курить во время проезда запрещено, правда, по нужде осужденных выводят по первому требованию. Света в купе, в целях безопасности нет, освещение только через решетки и от тех светильников, которые имеются в проходе. Питание – сухой паек три раза в день.
Горячие блюда получают только конвоиры. Иногда им приходится находиться в дороге неделю, в то время, как большинство осужденных едут гораздо меньше. Поэтому современные вагоны стали более комфортными, скорее для сопровождающих.
Основная задача управления – обеспечение надежности охраны спецконтингента при конвоировании, побегов осужденных из-под охраны караулов, провозов, необоснованных отказов в приеме спецконтингента, нарушений режима их содержания. Ежегодно вологодским конвоирам назначается более 1000 караулов, ими перевозится до 20 тысяч осужденных и лиц, находящихся под стражей. За 15 лет не было удачных попыток побега во время сопровождения вологодским конвоем. Единственный случай — попытка побега «на рывок» в Череповце, сразу была пресечена. Из известных заключенных вологодские конвоиры сопровождали Михаила Ходорковского и Александра Бычкова, который известен, как «пензенский людоед».
Кстати, шутить вологодский конвой действительно не любит. На «весёлые» вопросы журналистов конвоиры отвечали серьезно и по-военному кратко.
Через полтора часа пресс-тура сотрудники УФСИН пообещали запереть нас за плохое поведение в изоляторе спецвагона, если мы не замолчим. Спорить с ними не было смысла.  
Субботний Рамблер
Рекомендации
Все своим делом заняты, жизнь и честь на кону. Вот и несут службу исправно.
Да ну вологодский конвой не сильно распространенная фраза, это не тамбовский волк, но края суровые, мошка, бурые лица, сырость, ингермалайцы бродят
Ну вас послушать так прямо золотые люди. А жестокость к зекам проявлять по долгу службы приходилось,а понравилось ли. Слабо верится что есть конвоиры ,которые н измывались ни над одним зеком.
Каждый делает свою работу. Кто то сидит, кто то охраняет.
О "суровом вологодском конвое" сегодня говорят, скорее, по привычке. Суровым он был, когда солдаты-срочники возили этапы. Сам был конвоиром на ДВ, и самым суровым среди зеков считался сахалинский конвой. Да и среди нас тоже.
все мы понимаем: но нет к ним никакого сочувствия, убогие духом, опустившиеся, из-за куска хлеба, на четвереньки, с готовностью вставшие в один ряд с тобиками...
Опять же из прочитанного и некоторых фотографий видно, что все держится во-многом на энтузиазме самих милиционеров, и хотя вроде как с виду все оборудование и обмундирование у них новенькое, но это все же всё настолько убого, что грустно становится...( Ни кто их не любит и ни кто не ждёт домой.... Ежедневные герои унылой тюремной бытовухи...(((((
Спасибо, за статью. Очень интересно. Только исправьте пожалуйста
"Основная задача управления – обеспечение надежности охраны спецконтингента при конвоировании, побегов осужденных из-под охраны караулов, провозов, необоснованных отказов в приеме спецконтингента, нарушений режима их содержания."
Получается что основная задача состоит в обеспечении надежности побегов из-под охраны и надежности нарушений режима их содержания.
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука