или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
13 июля 2015
0
6 749

На КамАЗах по Шелковому пути. Фоторепортаж

Трасса Ош–Иркештам — дорога через Южный Киргизстан, — один из участков древнего шелкового пути. Эта дорога сохраняла свое торговое значение вплоть до XIX века, соединяя Китай и Российскую империю. Сейчас она отстраивается китайцами — расширяется торговля с Киргизией и Узбекистаном. До китайской границы автостопом проехался Константин Саломатин.

Уйгуры и китайцы, которые 100 лет назад гнали караваны лошадей и вьючных верблюдов, теперь гонят на север забитые китайским ширпотребом «Донгфенги» (грузовики фирмы Dongfeng. — прим. ред.). Не столь многочисленные местные караванщики — киргизы, — передвигаются на КамАЗах. Всего на 400 км пути уходит больше суток. Камазисты ездят по двое, одна машина за другой на случай поломки и долгого ремонта. Дорога идет по диким местам Алайского хребта, у подножья семитысячников, на юге выходит на границу с Таджикистаном и Афганистаном.

Мы отправились в дорогу автостопом, решив проехать с современными караванщиками до китайского Кашгара. Впрочем, это был единственный возможный вариант — общественного транспорта там нет. На посту ГАИ мы показали заветную бумажку от губернатора о том, что этим двум журналистам нужно помогать (в репортаже про контрабанду она нам тоже помогла). «Дарагой, выбирай любой КамАЗ», — сказал гаишник.

Через пару часов мы вылезли возле юрт у дороги, вдалеке виднелся кишлак. И тут мы допустили стратегическую ошибку. Местные и так гостеприимные, каждый звал в свою юрту пообедать, но мы пошли искать главу села и предъявили наш «вездеход» (бумагу от губернатора). Тут началась беготня, нас повели к столу. Обед, жара, теплая водка…

В следующее утро мы опять вышли на трассу и стали голосовать. Первым же остановился фургон Mercedes, вылез европейского вида мужчина лет 60, с которым пришлось говорить на английском. Немец, едут по шелковому пути в Таджикистан вдвоем с женой на огромном фургоне — фактически дом на колесах, — в котором нет места для попутчиков. Дальше снова остановился фургон, хозяин которого на русском с европейским акцентом предложил подвезти нас. Оказалось, тоже немец, Костя, жена у него русская, он владелец туристического бизнеса — катает по миру на туристов на вэнах. «Не обижайтесь на ту пару, что вас не взяли. У нас такие правила: по технике безопасности никто кроме меня не останавливается и не подсаживает попутчиков», — объяснил он. Так доехали без приключений до аыла Кызыл-алай у подножья перевала Талдык, самой высокой точки маршрута.

Утром мы поймали грузовик и доехали до китайской границы. Так как было уже поздно, пришлось заночевать в селе Иркештам, где находится пункт пограничного перехода. Все места в гостиницах были заняты, но официантка в кафе помогла нам найти какой-то угол за смешную цену в полдоллара. На обратном пути мы едва не попали в серьезную передрягу. Дело в том, что нейтральную территорию на границе нужно проезжать на транспорте, и все, кто не имеют своего, едут на минивэне пограничников. Мы проехали этот путь туда за пять юаней с человека, и поэтому на обратный путь оставили 10 юаней. Но водитель подъехавшей машины объяснил нам, что проехать обратно стоит 50 юаней. Мой друг Улукбек, человек с боевым опытом, да к тому же и вспыльчивый, наорал на пограничников и сказал, что пойдет пешком. Китайский пограничник спорить не стал — развернулся и увез других туристов, мы взяли рюкзаки и пошли. Но минут через пять он вернулся к нам с вооруженным нарядом. Двое пограничников схватили Улукбека за руки, потребовали паспорт.

«Кыргызстан!» — презрительно сказал пограничник, судя по внешности сам киргиз. Улукбека уже собирались заковать в наручники и запихнуть в машину, но тут пограничник взял мой паспорт, и, открыв его, просиял улыбкой: «Урус! Пасиму денег не платил?» Он протянул нам оба паспорта и сказал, что мы — уважаемые гости его страны, поэтому можем проехать на микроавтобусе бесплатно.

Дальше мы попросили гаишников на посту поймать нам транспорт. Тут же нам остановили два пустых КамАЗа, в которых мы и рассчитывали на этот раз быстро и без остановок доехать обратно до Оша. Однако не доезжая перевала Талдык один из КамАЗов сломался, на ремонт ушло часов пять.

В следующий вечер нас остановили гаишники в каком-то маленьком селе уже на подъезде к Ошу. Сказали что-то про весовой контроль и штраф за перевес. Положение спас мой друг, который как журналист знал, что никаких пунктов весового контроля между Иркештамом и Ошем быть не должно. Он сообщил об этом инспекторам, после чего они исчезли, а к нам минут через пять подошел весьма уважаемый аксакал, и объяснил, что вот так, на улице на голодный желудок с дорогими гостями переговоры не ведутся, и отвел нас в кафе, где заказал нам всем праздничный ужин, развлекал нас веселым разговорами, наливал водки. На вопрос, сколько мы должны, сказал, что это он перед нами в долгу, и накормить таких уважаемых гостей — большая честь. Глубокой ночью мы выехали из гостеприимного села и рано утром наконец приехали в Ош.

Киргизстан. Город Ош, Ошский рынок, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Киргизстан. Город Ош, Ошский рынок, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Киргизстан. Город Ош, Ошский рынок, 2007 год. Фото: Константин СаломатинФото: Константин Саломатин

Киргизстан. Город Ош, Ошский рынок. Кузня. 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Киргизстан. Карасуу, Карасуйский рынок. Контейнер-детсад. Пока родители торгуют, старшие дети присматривают за младшими прямо на рынке в таком-же контейнере, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан, Алайский хребет, село (аыл) Гагарина. Первое сентября, первоклассники на школьном дворе поют государственный гимн Киргизии, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан, Алайский хребет, село (аыл) Гагарина. Первое сентября, первоклассники на школьном дворе поют государственный гимн Киргизии, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан, Памиро-Алай, дорога из Оша в сторону Китая, около перевала Талдык. Сельчане веют сено на дороге, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан, Памиро-Алай, стоянка пастбище возле села (аыла) Кызыл-Алай возле перевала Талдык, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан, Памиро-Алай, стоянка пастбище возле села (аыла) Кызыл-Алай возле перевала Талдык, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан, Памиро-Алай, стоянка пастбище возле села (аыла) Кызыл-Алай возле перевала Талдык, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан, Памиро-Алай, стоянка пастбище возле села (аыла) Кызыл-Алай возле перевала Талдык, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан, Памиро-Алай, стоянка пастбище возле села (аыла) Кызыл-Алай возле перевала Талдык, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан, Памиро-Алай, возле села (аыла) Кызыл-Алай возле перевала Талдык, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан, Памиро-Алай, село (аыл) Ак-Босого возле перевала Талдык, 2007. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан, Памиро-Алай, перевал Талдык (3600 метров), наивысшая точка дороги из Оша в Китай, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан. Граница с Китаем, таможенный пос Иркештам. Китайские водители возле местного кинотеатра, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан. Граница с Китаем, таможенный пос Иркештам, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан. Граница с Китаем, таможенный пос Иркештам, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан, Памиро-Алай. Дорога между Иркештамом и Сарыташем, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан, Памиро-Алай. Дорога между Иркештамом и Сарыташем, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Южный Киргизстан. Горная дорога возле города Ош, 2007 год. Фото: Константин Саломатин

Читайте также
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука