или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
19 января 2016
1
347

Сны профессора кошмаров

Его называют «почетным профессором кошмаров», предшественником сюрреализма, Сальвадором Дали XV века, психопатом, страдающим эдиповым комплексом и одержимого сексом. Еретиком, проповедовавшим своим искусством неверие. Религиозным человеком с ироническим складом ума. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения. Некоторые из этих предположений давно опровергнуты, некоторые сами умерли из-за собственной абсурдности, некоторые живут до сих пор, будоража воображение особо впечатлительных ценителей прекрасного.

Точная дата его рождения неизвестна. Середина XV века – так обычно указывается в официальных источниках. Зато место, где он родился, ни у кого не вызывает сомнения – нидерландский город Хертогенбос. Он очень любил родной город и прожил здесь всю жизнь, практически никуда не выезжая. Более того, составную часть его географического названия – Бос, или Босх, как у нас принято произносить, — он сделал своим псевдонимом, и с тех пор известен не под своей настоящей фамилией – ван Акен, а как великий художник Иероним Босх.

В отличие от многих великих современников художника, о Босхе известно до обидного мало – он не вел дневников, и не переписывался с другими гениями своего времени. Из скудных сведений: происходил из зажиточной семьи потомственных художников, а потому к искусству приобщился рано, учился в нидерландских городах Харлеме и Делфте, откуда вернулся уже свободным художником, женился на девушке из патрицианского рода Ван де Мервеервеннов с красивым именем Айленд и огромным приданым, что дало художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог позволить себе писать так, как хотел. Сохранились сведения о том, что Босх, как и его родственники, исполнял церковные заказы, зрелым мастером выполнял заказы бургундского двора. Был любимцем испанского короля Филлипа II. Это самый католический из всех католических монархов собрал солидную коллекцию произведений художника, причем, некоторые полотна были экспроприированы из собраний казненных за ересь нидерландских вельмож.

Знаменитым стал еще при жизни, а когда умер, в хрониках полумонашеского «Братства Богордицы», к которому он принадлежал, об этом прискорбном факте была сделана соответствующая запись, в которой его назвали «выдающимся художником». Вот, собственно, и все, что из биографии художника можно подтвердить документально. Дальше – фантазии, предположения, домыслы. Более-менее убедительные гипотезы или же просто фантастические измышления о загадочных, таинственных, не поддающихся расшифровке картинах.

Немногие художники могут похвастаться таким количеством разночтений и споров вокруг своих произведений, как Босх. Он черпал вдохновение из фольклора и средневековое фантастики – утверждают одни, ссылаясь на одну из самых известных картин «Воз сена», сюжет которой обыгрывает пословицу «мир – воз сена, каждый тащит с него сколько может». Он был еретиком, а может даже, атеистом, высмеивал монахов и развращенное духовенство – утверждают другие, ссылаясь на «Корабль дураков» и «Операция глупости». Вовсе нет, — возражают третьи, вспоминая полотна «Поклонение волхвов» и «Искушение Святого Антония» — у него был свой путь постижения Бога: вне официальной церкви. Он, несомненно, был философ! Он, конечно, был сатирик! Он, возможно, предвидел будущее в своих картинах…

Вот оно что…

Будущее…

Его будущее. Наше настоящее.

Время, в которое жил Босх – вторая половина XV века – было удивительно интересной эпохой, полной противоречий и парадоксального сосуществования, казалось бы, явлений несовместимых. С одной стороны, идея о том, что демоны окружают человека, «охота на ведьм», приобретшая характер общественной мании. С другой – пробуждающееся самосознание человека, свобода мысли и критический взгляд на мир. На одном полюсе – костры инквизиции, которых, пожалуй, нигде не пылало столько, сколько в Нидерландах, находящихся под властью католической Испании, на другом – сатира Эразма Роттердамского, создателя «Похвалы глупости», чудесные фантазии Томаса Мора, автора «Утопии» — фантастического романа о лучшем обустройстве мира. А посредине – мятущаяся человеческая душа со своими страхами, сомнениями, предчувствиями. «По моему мнению, разница между живописью этого человека и других заключается в том, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он имеет мужество писать его таким, каков он внутри», — писал о Босхе ученый монах Хосе де Сигуенца в своей книге «История ордена св.Иеронима», вышедшей в Мадриде в 1605 году.

Картины Босха, населенные чудовищами и легионами маленьких ползающих страховидных тварей, окружающими людей, смешными в своей близорукости, а иногда и просто глупыми, похожи на сны. Много позже великий испанец Франсиско Гойя даст эпиграф своим знаменитым офортам «Сон разума рождает чудовищ». Но то, о чем писал Босх, был не сон – это было, скорее пробуждение разума и мучительные раздумья: что есть человек, что есть человеческий разум, сможет ли он принести счастье или же, напротив, станет кошмаром. Вопрос этот был «больным» для художника, недаром в одной из самых знаменитых «знаковых» картин «Сады земных наслаждений» он изображает рай, похожий на ад и ад, похожий на последствия техногенной катастрофы. Кажется, Босх уже тогда не очень верил в светлое предназначение воспетого гуманистами человеческого разума. И, кажется, был прав, если вспомнить, каким кошмаром оказалось воплощение наяву светлых фантазий «Утопии» Томаса Мора.

Последним произведением Босха стало «Несение креста». Здесь нет фантастических чудовищ. Но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии – злобных, равнодушных, жестоких, завистливых – страшнее предыдущих фантазий художника. Среди человеческой толпы только два лица прекрасны и спокойны – лицо Христа, идущего навстречу своей смерти, и лицо Святой Вероники, уходящей в противоположную сторону и уносящей с собой платок с нерукотворным образом Спасителя.

Субботний Рамблер
Рекомендации
Познакомлюсь с парнем/мужчиной от 18 и до 55 лет для взаимной мастурбации по web-камере и реального секса без обязательств и строго анонимно! Мой Ник SofySunnyRay на сайте http://HBA3L.TK
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука