или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
4 февраля 2014
0
647

Станцевать Олимипаду

Алтайские «Огоньки» приглашены на Олимпиаду в Сочи, и сегодня у ансамбля генеральная репетиция — последняя перед поездкой. Музыканты настраивают инструменты, басист с панковским гребнем на бритой голове рассказывает им что-то смешное, танцор в углу садится в глубокую растяжку, девушки в народных костюмах вертятся по сцене легкими веретенцами.
Артисты «Вечерок» — маленький состав этого фольклорного коллектива поедет на Олимпиаду вместе с «Огоньками» — собрались вокруг своего руководителя, Натальи Ивановны Бондаревой и вполголоса поют вслед за ней песню местного автора: «Ир-кутская, куз-нец-кая, гармошка деревенская».
— Тань, давай пройдемся, — предлагает артистка, и девушки проходятся по сцене веселой кадрилью, отстукивая каблуками строгий ритм и помогая себе счетом: «Раз-два-три-четыре, раз-два»… Рядом с ними репетирует солист: взлетает легко, как будто отталкивается не от сцены, а от невидимого батута, переворачивается в полете вокруг своей оси, снова взлетает…
Со стороны кажется, что эти сложные трюки выполняются без малейшего напряжения, как будто на ногах у артистов невидимые крылышки. Так алтайский ансамбль народного танца выглядел с самого начала, с 1967 года, когда крайком КПСС пригласил в Барнаул нечеловечески талантливого и работоспособного балетмейстера Гарри Полевого. Он устроил грандиозный конкурс, отобрал лучших танцоров из 18 регионов страны и устроил им трехмесячную стажировку в Москве, в творческой мастерской эстрадного искусства. «Огонькам» был всего год, когда они давали концерты в Кремлевском дворце и Театре эстрады. Гастроли по всему миру, ошеломительный успех и громкая слава были чуть позже. И кстати, «Огоньки» выступали на открытии и закрытии Олимпиады-80.
- Символично получилось, — удивляется Сергей Михайлович Герасимов, балетмейстер-репетитор «Огоньков». – Тогда мы выступали на двадцать вторых летних олимпийских играх, сейчас поедем на двадцать вторые зимние олимпийские игры… И у нас двадцать второй регион.
Ирина Менялина, главный балетмейстер «Огоньков», вместе с Сергеем Михайловичем отплясывала тридцать четыре года назад в Лужниках, на открытии и закрытии Олимпиады-80. Тогда это были грандиозные, размахом и пафосом соответствующие последнему расцвету Империи хореографические спектакли: тысячи артистов собирались в живые многоцветные картины, по беговой дорожке стадиона неслись тройки лошадей, улетал в свой сказочный лес симпатичный Мишка, зрители плакали от восторга.
В этот раз все будет не так. «Огоньки» будут работать на разных площадках Сочи, заполняя паузы в спортивных соревнованиях, к этому — серьезной и качественной работе – они и готовятся. Артисты говорят, что им интересно посмотреть, как изменились Сочи с тех пор, как они там были, интересно, как работают артисты из других регионов, и, конечно, очень важно достойно представить Алтайский край.
- На Олимпиаду приглашено больше 135 коллективов со всей России, русские народные ансамбли, казачьи, северный хор – почти все государственные коллективы. Я думаю, это будет такой фестиваль на разных площадках, — рассказывает Ирина Менялина. – Мы будем работать по три раза в день, быстро переезжая с площадки на площадку.
Алтайские огоньки оказались в числе двадцати коллективов, которые будут выступать на главной олимпийской площадке — «Medal Plaza». Это покажут по всем федеральным каналам, и поклонники «Огоньков», которых в крае не счесть, 11 февраля будут сидеть у телевизоров. С легкой руки Гарри Полевого народный танец стал в Алтайском крае важнейшим из искусств. Местная академия культуры ежегодно выпускает свежую порцию «народников — бальников», студии народного танца есть во всех домах детского творчества Алтая, и редкому жителю края удалось в свои школьные годы избежать хоть недолгого опыта выплясывания под «Калинку-малинку» и «Жил на свете комарочек».
А в «Огоньки» попадают лучшие из лучших, талантливейшие из талантливейших. Историографы сибирского искусства утверждают, что это открытие Гарри Полевого, его метод – разными танцевальными движениями рассказывать одну и ту же историю, историю любви к прекрасной сибирской родине. Может быть, дело еще в том, что «Огоньки» — один из последних российских коллективов, работающих не под фонограмму, а с ансамблем народных инструментов… Но даже с самыми стойкими нелюбителями народного жанра на концертах этого ансамбля что-то происходит. Что-то такое они делают своими кадрилями и хороводами, от чего хочется не то тоже пуститься в пляс, не то расплакаться, не то позвонить кому-то, давно и старательно забытому и сказать: «Ладно уж.… давай мириться». Чистая, родниковая вода питает наши общие корни – хорошо бывает об этом вспомнить.
На сцене уже во всю идет репетиция, артисты разошлись, расплясались, и, кажется, совсем перестали касаться ногами сцены. Лихая пляска сменятся лиричным хороводом с колокольчиками, потом какими-то совсем каскадерскими трюками, потом на сцене остаются одни музыканты, и выводят что-то родное – кажется, эта музыка и снилась в детстве.
Как все настоящее и талантливое, этот маленький концерт вызывает отчетливое ощущение радости. Долго еще ходишь потом счастливый, хотя уже не помнишь, почему.
- Конечно, это нельзя назвать фольклором, — говорит директор Алтайской краеой филармонии Елена Надточий. – Но это настоящая, живая музыка. Россия гордится своим красивым национальным колоритом, а как показали наши гастроли в Бельгию и во Францию этим летом, там с огромной любовью, невероятным пиететом относятся к народному искусству. И когда нам звонили из Олимпийского комитета, то спрашивали: у вас есть оркестр? Какие у вас инструменты? И про домру спрашивали, и про балалайку, и про баян – про все, что связано с национальным колоритом. У нас есть и электрогитара, но она больше для фона, мы могли бы ее заменить другим инструментом, но она придает такое… немножко современное звучание.
Впрочем, Алтайский край везет на Олимпиаду и фольклор – песни, которые «Вечерки» привезли из фольклорных экспедиций по самым далеким, самым закрытым кержацким деревням, где до сих пор неохотно разговаривают с чужаками, и хранят свою, предками переданную культуру.
В Сочи такого точно не видели.
— Мы не готовили номеров специально, все это вещи из нашего репертуара, — говорит Надточий. – Мы просто будем радовать россиян нашей культурой. У ребят сейчас такая, знаете готовность №1. Я не могу сказать, что мы как пожарная команда, но все сейчас в каком-то таком состоянии… Единственное — переживаем, чтобы ребята не простыли, потому что все площадки, на которых мы будем работать – открытые, и хотя мы упаковались, приобрели термобелье, костюмы-то у нас летние. Надеемся, что лето-зима Сочи нас выручит, и мы вернемся живые и здоровые.
Кстати, огоньки – это очень красивые сибирские цветы. В конце весны и начале лета они покрывают наши альпийские луга ярким оранжевым ковром – есть, конечно, на этой планете вещи и покрасивее, но не много.  
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука