или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
14 февраля 2014
2
1 281

Телевизор как Платонова пещера

Размышления ​Дмитрия Заболотских о фигурах, определяющих время
У каждого времени свои фигуры. И если на заре нашей цивилизации очень популярна была фигура философа, то сегодняшнее время выдвигает на смену новую фигуру – фигуру актера. Самые популярные люди сегодня – это отнюдь не философы, отнюдь не мыслители, это артисты.
Есть такая старинная метафора, которую описывает Платон в своих «Диалогах», — метафора пещеры. Там Сократ беседует с неким человеком по имени Главкон. И тот излагает ему такую концепцию.
Мир — говорит он, — это пещера. И все люди – в ней узники, прикованные таким образом, что могут видеть только стену пещеры. А за их спиной горит огонь. И какие-то предметы окружающего мира отбрасывают на эту стену тени. Люди видят эти тени и думают, что это и есть мир. Среди них находится некий философ, которому удается освободиться от оков. Он разворачивается к источнику света. Он покидает их строй, и он видит мир таким, каков он есть на самом деле. Потом он возвращается к этим людям и рассказывает им истину. Люди ему не верят. Ему никто не верит.
Но философ знает истину! И понятно, что быть философом – это хорошо, это достойно человека.
А теперь мы посмотрим на наше время. Что удивительно, эта метафора фактически осуществилась!
Мы живем во времена телевидения. Мы и есть те узники, которые смотрят на тени в пещере на стене.
И какой же тип выводит наше время? Что хочет человек? Вырваться, убежать от этой стены, увидеть мир таким, каков он есть? Отнюдь нет. Он хочет попасть туда, в телевизор. Он хочет стать тенью. Он хочет сам оказаться в мире теней.
Так ведь это задача противоположная, чем та, которая была сформулирована на заре человечества!
У человека-тени – актера – нет своего мнения. Актер читает роль – чужую ему. Здесь он будет такой «ведущий», а там он будет «злодей», а там – «любовник». А кто он сам? Да кого это интересует? Его нет! Самого актера без роли – нет! То есть тень – роль! – становится важнее, чем сам человек.
И это переворот в ценностях.
Сменилась парадигма поведения.
Например, писатели рвутся в телевизор. Недостаточно быть писателем! Все знаменитые люди уже не писатели, не только писатели, они артисты.
Медийный человек – актер.
То есть он играет роль – когда-то самого себя, когда-то придуманную себе роль. И это задача немножко другая, чем поиск истины.
Человек-философ попадает в вечный мир. То есть, когда он видит вещи в их полном смысле и объеме, понятие времени улетучивается.
Другой философ через сто лет и через двести может тоже увидеть эти же вещи точно так же – и они будут современниками. То есть сегодня можно вполне читать древние философские трактаты, и они не устарели.
А человек, который попадает в мир теней, актер, моментально устаревает.
Сейчас самые часто встречающиеся слова: «Это не современно, это не модно, это уже устарело».
Мы хотим в телевизор, мы хотим стать тенью, мы хотим стать иллюзией. И в качестве этой иллюзии тешить других людей.
Есть издержки. Иллюзии изменчивы, в них нет ничего постоянного. Если философы древности и современности могут говорить, в общем-то, на одном языке, истины не устаревают, то моды, которые популярны среди теней, меняются каждый день.
И самое главное что? Это не модно! Это уже не модно, вот вчера это было модно, а сейчас так никто не делает. Кто так не делает сейчас? Тени сейчас так не делают?
«Современно» становится синонимом «хорошо».
А для философа? «Это не современно». Да, конечно, несовременно – вылезать из своих цепей и смотреть на мир. «Современно» в этой метафоре – сидеть в цепях, видеть тени и считать, что это и есть мир.
И я вижу здесь огромное противоречие.
Наше время выбрало для образца и подражания фигуру актера. А что мы выбираем на самом деле, выбирая эту фигуру? Какая ценность за ней стоит, кроме иллюзии?
Вопрос!
Автор картины - ​Пабло Ауладель
Субботний Рамблер
Рекомендации
Не нова мысль.
Еще Шекспир говорил: "Наша жизнь — одна бродячая тень, жалкий актер, который кичится какой-нибудь час на сцене, а там пропадает без вести; сказка, рассказанная безумцем, полная звуков и ярости и не имеющая никакого смысла."
Шекспир был последователем Платона! :-)
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука