или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
22 января 2014
4
3 116

«Травоядные» или культурный шок

20 января в центре им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера спектакля «Травоядные», поставленного по одноимённой пьесе драматурга Максима Курочкина. Сатирическая драма повествует о жизни в московской хрущёвке и её обитателях. «Травоядные» или «монголоиды» — это азиаты-гастарабайтеры, которые уже давно мирно существуют среди нас — живут в соседних квартирах и работают в полюбившихся нам заведениях.
Перед началом представления голос за кадром читает методическое пособие для иностранцев, которое поможет им правильно вести себя во взаимоотношениях с жителями нашей страны. Завершаются рекомендации многозначительной юмористической фразой «Лучше вообще воздержитесь от поездки в Россию». Однако, похоже, его мало кто услышал. «В соседней квартире поселились монголоиды», — рассказывает нам первый появившийся на сцене герой. Вы когда-нибудь задумывались о том, кто такие монголоиды, и что они здесь забыли? А главное, почему к ним такое пренебрежительное отношение? Разве они кому-то мешают? Азиаты мало едят, почти не пьют алкоголь и постоянно чем-то заняты. Им здесь непросто. Но мы не жалеем их, неустанно подшучиваем над ними, называем гастарабайтерами. Но они на нас за это не обижаются. Более того — они заботятся о нас и сочувствуют нам! И даже готовы отдать нам всё «золото Азии», ничего не требуя взамен. Об этом и повествует новая постановка про «травоядных».
Драма впервые вышла на сцену под руководством талантливого автора и исполнителя нашумевшего «Узбека», режиссера «Театра.doc» Талгата Баталова. Она построена на контрасте нашего и азиатского менталитетов и в очередной раз напоминает нам, насколько мы разные. Мы видим, как малогабаритные и едва заметные азиаты, на самом деле, живут с толком, не тратя своё время на пустую болтовню. Они любознательны, трудолюбивы, знают цену золота… В отличие от россиян. В отзывах о пьесе «Травоядные» пишут, что «это сатира на происходящее сегодня в Москве и России: пока российский парень зарабатывает очки в «Angry Birds», китайский парень делает айфон». Почему так происходит? Сквозь нелепые ситуации, происходящие с героями, авторы попытались отразить сегодняшнюю весьма печальную действительность. Казалось бы, русская душа всегда рвётся в бой, готовая стремительно и бесстрашно лететь навстречу любым приключениям, новым свершениям и подвигам. Но… К сожалению, только на словах. Это хорошо символизирует жалкий образ зелёного дракона, прилетевшего на помощь восточной красавице. 
Существо, которое по природе должно быть эталоном силы и мужества, в «Травоядных» является бескрылым и беспомощным и больше походит на бесхребетную гусеницу. И всё потому, что кто-то способен пересечь целую пустыню, когда стремится к чему-либо действительно важному. А мы порой даже не можем решиться пересечь лестничную площадку, чтобы сделать первый шаг к своей мечте и свободе. Не приложив никаких усилий, помимо пустословия, чтобы чего-то достичь, московский студент отказывается идти дальше, придумывая всё новые оправдания своей лени и безволию. «Ну, я хотя бы попытался», — утешает он себя, на самом деле, пребывая в постоянном бездействии. «Это сказка про Россию, которую не спасти», — говорит о своей постановке режиссёр Талгат Баталов.
Главную роль в спектакле исполняет молодой актёр Алексей Маслодудов, известный публике по сериалу «Школа» и драме Василия Сигарева «Жить». А восточную красавицу принцессу Азии по имени Хом Ви Зде играет очаровательная юная артистка Ольга Никитина, художник спектакля и ученица театрального педагога Дмитрия Крымова. По ходу пьесы она открывает глаза на правду простому русскому мужику, живущему этажом ниже… Показывает, что он мог бы жить и по-другому, если б только захотел. Тем не менее, объясняет, что ничего не выйдет — ему просто не хватит воли поменять свою жизнь.
фото Натальи Базовой
Интересно, что сам автор пьесы словно «большой брат» появляется зрителям на навесном экране и периодически вставляет свои ремарки. Кстати, в своё время, он удостоился специальной премии жюри «Антибукер» «За поиск новых путей в драматургии». Украинский драматург и сценарист Максим Курочкин, автор пьес «Глаз», «Кухня» и «Титий Безупречный» пишет в «Травоядных»: «Монголоиды страдают. Но мы это переживем. Они едят траву, но мы все равно их не любим. Им нужна помощь, но кто мы такие, чтобы…? В глазах азиатской принцессы хочется утонуть. Но разве у нас плохо с интернетом?».
С большого экрана автор поясняет зрителям, почему в постановке происходит обсуждение порнофильмов, а не художественных произведений: он хочет показать нам «тёмный мир подлинной культуры нас». Помимо вульгарных разговоров, герои со сцены постоянно сквернословят, не скупясь на нецензурные слова. И, судя по тому, что публика воодушевлённо реагирует на каждое ругательство, будто оно настолько привычно и характерно для родной русской речи, что уже давно стало приятно не капризному уху, можно, и правда, сделать страшные выводы о нашей культуре. Лично я испытала настоящий культурный шок. Оказывается, современное искусство использует любые методы, чтобы достучаться до глухих сердец. На мой вопрос работникам ЦИМа «почему допускаются бранные слова в спектакле?» мне очень культурно объяснили, что «на дворе 21 век».
В заключение хочется отметить, что среди всей этой бессмыслицы, которую герои вытворяют на сцене, всё же, прослеживается одна важная мысль — мы постоянно собираемся что-то сделать, чего то ждём. Но в итоге у нас хорошо получается только болтать и рассуждать о том, как всё плохо. Для реального дела нам зачастую просто не хватает воли и решимости. А жаль, ведь, как замечает восточная принцесса, у всех нас есть потенциал. Потенциал, который не всегда получается раскрыть… Так что пьеса, в принципе, не лишена глубокого смысла, однако, если вы не большой ценитель «радикального современного искусства», то пожалейте свои уши и не ходите на этот спектакль.
Субботний Рамблер
Рекомендации
Интересно.. Хотелось бы сходить на спектакль.. Но все-таки - неужели "до глухих сердец достучаться" нельзя без русского мата?.. Или вот такое оно уже - современное исКУЙство?...
Интересная тема! Особенно если режиссер и драматург действительно хорошо знают менталитет жителей Средней Азии. Хотелось бы, чтобы это был "взгляд изнутри" (из долгого и близкого общения), а не "беглый взгляд со стороны". А то есть некоторые любители идеализировать отдельно взятые культуры. Тех же ярых поклонников Японии сегодня в России толпы. Хотя с общим описанием мигрантов из Средней Азии я согласна - они действительно тихие, работящие, не создающие нам никаких проблем. В самой России есть куда более проблемные регионы, в плане взаимоотношений.
азиаты - добрый и мудрый народ!
Заинтригован. Обязательно посмотрю!
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука