или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
21 февраля 2015
2
9 807

Третий в космосе: как американец проиграл Гагарину звёздную гонку

В минувшую пятницу, 20 февраля, исполнилось ровно 53 года со дня третьего орбитального полета в истории мировой космонавтики и первого орбитального полета в истории США. Первым «американским Гагариным» стал Джон Гленн — астронавт удивительной судьбы, начавший новую жизнь в 37 лет и ставший впоследствии самым старым человеком, побывавшем в космосе. Но обо всем по порядку.
Программа «Меркурий»
11 октября 1957 года Советский Союз успешно запустил первый в мире искусственный спутник Земли. Это событие положило начало космической гонке между двумя сверхдержавами и спровоцировало в США серьёзные изменения в подходе к космическим исследованиям.
Сказать, что после запуска «Спутника-1» у руководства США был шок, значит не сказать ничего. Долгое время до этого американцы были уверены, что являются самой технологически развитой державой на планете и вдруг это оказалось не так.
Жару добавили и собственные ошибки американцев в программе запуска своего спутника. Спустя два месяца после успешного советского старта, первая ракета с американским спутником даже толком не смогла покинуть стартовую площадку.
Успех настиг американцев лишь со второй попытки, когда шанс запустить свой аппарат Explorer-1 получил гениальный Вернер фон Браун — бывший конструктор СС, после войны работавший в США. Его ракета «Юпитер-С» успешно доставила американский спутник на орбиту, но произошло это лишь в феврале 1958 года, спустя четыре месяца после советского триумфа.
Руководство США решило в срочном порядке исправлять положение и отыграться на первом запуске человека в космос. Америке было необходимо догнать Советы во что бы то ни стало — это был вопрос идеологии.
Для решения задачи в 1958 году было образовано две организации, существующие и по сей день — DARPA (Агентство передовых оборонных исследовательских проектов) и NASA (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства). Первое занимается в основном военными разработками (о некоторых из них мы писали ранее), ну а второе лишний раз представлять не приходится — на сегодняшний день NASA является ведущей организацией по космическим проектам в мире.
Черно-белая эмблема NASA.
Разработкой первого американского пилотируемого космического корабля занялся Исследовательский центр Лэнгли в городе Хэмптон, штат Вирджиния. Программа получила название «Меркурий» в честь древнеримского бога, покровителя торговли.
Одновременно со стартом проектирования корабля «Меркурий-1» начался и отбор кандидатов на роль первых в истории астронавтов. (Будущих путешественников в космос «астронавтами» сначала называли и в СССР. Слово «космонавт» решено было использовать в Союзе лишь в 1960 году, а окончательно закрепилось оно уже после полета Гагарина.)
Программа отбора американских астронавтов изначально представляла собой довольно сложную процедуру. Потенциальный астронавт должен был соответствовать целому набору различных требований по образованию, опыту, виду профессиональной деятельности, освоенным навыкам и так далее. Но президент США Дуайт Эйзенхауэр быстро сообразил, что под все установленные критерии идеально подходят военные летчики-испытатели, в результате чего отбор было решено проводить только среди них.
Среди физиологических требований, кроме идеального здоровья, присутствовали также ограничения по росту (не выше 180 см) и по возрасту (не старше 40 лет). После проверки личных дел всех имеющихся в армии летчиков-испытателей, Пентагон отобрал 110 подходящих кандидатур.
Первым этапом отбора занималась специально созданная комиссия, в состав которой вошли: один инженер-управляющий, один летчик-испытатель, два врача, два психолога и два психиатра. В результате из 110 претендентов были отобраны 36, но только 32 из них согласились на дальнейшее углубленное медицинское и психологическое обследование.
В окончательном списке после еще двух этапов отбора в итоге оказалось 18 человек, из которых необходимо было отобрать шестерых. Но это было настолько сложной задачей, что специалисты в итоге уговорили руководство допустить до окончательной подготовки семь человек. Так образовалась американская первая семерка астронавтов, которая впоследствии станет известна в США каждому школьнику.
Первая семерка американских астронавтов. Джон Гленн третий справа.
Возраст у участников первой семерки был уже далек от молодости — самому младшему было 32, а самому старшему, Джону Гленну, 37. К тому времени Гленн был уже глубоко семейным человеком, прошел две войны (Вторую мировую и Корейскую), а в качестве летчика-испытателя даже установил мировой рекорд по скорости трансконтинентального перелета. Для кого-то подобная биография к 37 годам обещала бы спокойную старость, но для Гленна, как оказалось, главное в жизни только начиналось.
Подготовка к полету
В апреле 1959 года в Исследовательском центре Лэнгли первая семерка приступила к изматывающим тренировкам, которые включали в себя как физическую, так и интеллектуальную подготовку. Причем последняя была для каждого разной в зависимости от специализации. Так, подготовка Гленна была сосредоточена на изучении оборудования кабины пилота. Как в итоге оказалось, это было сделано не зря — Гленн, в отличии от Гагарина, большую часть своего полета проведет в руном режиме.
Работа по проекту «Меркурий» шла едва ли не в авральном режиме — на этот раз американцы всерьёз понимали, что СССР в космической гонке едва ли от них вообще отстает. Как оказалось позже, несмотря на меньшее количество испытаний, Советский Союз действительно имел некоторые преимущества. Проектируемый в США корабль «Меркурий» имел гораздо более строгие ограничения по весу, что делало его менее технически оснащенным, чем советский «Восток». Кроме этого, «Меркурий» отличал больший упор на системы ручного управления, тогда как «Восток» был рассчитан на полностью автоматический полет.
Изображение американского корабля, впоследствии названного «Friendship 7» в честь первой семерки.
Но, несмотря на все титанические усилия американских инженеров, гонку за первую отправку человека в космос они проиграли. Успешный полет Юрия Гагарина, совершенный 12 апреля 1961 года, снова застал их врасплох. Особым сюрпризом стало то, что первый же советский космический полет стал орбитальным — Гагарин сделал один полный виток вокруг Земли. США к этому времени осуществляли лишь суборбитльные экспериментальные полеты.
Поэтому разочарование американцев носило двойной характер. Они понимали, что советские конструкторы своим успехом во многом обязаны тому, что пошли на риск. В рамках программы «Восток» к этому времени было выполнено в два раза меньше тестовых запусков, чем в рамках проекта «Меркурий». По свидетельствам советских инженеров, о том, насколько они рисковали, всем стало понятно лишь спустя какое-то время. Но это не умаляло достижений советских инженеров и космонавтов точно так же, как и не слишком утешало американцев.
Первые американские астронавты и полет Гленна
Первым астронавтом из США стал Алан Шепард, слетавший в космос через месяц после Гагарина. Его полет носил суборбитальный характер — Шепард поднялся на высоту в 187,5 км (космосом принято считать все, что выше 100 км) и пролетел 498 км. Полет длился всего лишь 15 минут и ни о каких витках вокруг Земли не шло и речи.
После Шепарда еще один суборбитальный полет совершил Мирджил Гриссом. И лишь после этого Штаты решились на запуск первого астронавта, который должен был облететь Землю. Им был выбран Джон Гленн. Изначально это планировалось сделать в тот же календарный год, что и СССР, то есть в 1961. Но успеть в срок так и не удалось и дату запуска неоднократно переносили. Окончательно она устаканилась лишь в феврале 1962 года и выпала на 20 число.
Но старт ракеты и в этот день затянулся на несколько часов — сначала сломался один из болтов, закрывающих люк в капсуле с астронавтом, затем обнаружились проблемы в топливном клапане ракеты. К моменту старта, после ремонта сломавшихся частей, Джон Гленн провел в кабине почти четыре часа.
Полет Гленна проходил не без сбоев. Сначала при выведении корабля на орбиту ракета разогнала его до скорости, на 2 м/с меньше расчетной, что, впрочем, было приемлемой погрешностью.
К концу первого витка вокруг Земли автоматическая система управления стала принимать странные решения и Гленн взял управление на себя, пока датчик отклонения курса не стал работать как прежде. Впоследствии Гленн еще несколько раз переключал корабль в режим ручного управления, из-за чего тот расходовал больше топлива, чем предполагалось.
В начале второго витка обнаружилась проблема с датчиком, контролирующим работу мешка мягкой посадки. Тот сигнализировал о наличии проблем, хотя никакие другие системы такой информации не давали. Это заставило астронавта и управляющих полетом инженеров слегка понервничать, ведь если бы мешок не сработал как нужно, все закончилось бы для Гленна плачевно. Тем не менее, через некоторое время стало ясно, что проблема была лишь в световом индикаторе датчика.
Ближе к концу полета в скафандре Гленна начала повышаться температура, а после ее регулировки повысилась влажность в кабине. Тем не менее, несмотря на неудобства, Гленн продолжал выполнять полет в основном в ручном режиме.
Посадка в целом прошла успешно, хотя также не без огрехов. После того, как в баках ручного управления почти закончилось топливо, Гленн был вынужден переключится на автоматику, которая сажала корабль отнюдь не плавно. Как позже рассказывал сам астронавт, в плотных слоях атмосферы у корабля началась качка, и его шатало подобно осеннему листу. Тормозной парашют раскрылся несколько выше, чем предполагалось, тем не менее, корабль приводнился в Атлантическом океане без каких-либо происшествий и в заранее рассчитанном месте.
Корабль, подобравший Гленна.
Капсулу через несколько минут выловил стоящий неподалеку крейсер, после чего Гленн вышел из кабины на палубу. Первыми его словами были: «Ну и жарко было там». Астронавт и космический корабль вернулись из полета неповрежденными.
Корабль Гленна на выставке в наше время.
После этого Гленн ожидаемо стал народным героем. За его полетом следили во всех англоязычных странах. В австралийском городе Перт жители специально включили все освещение, чтобы астронавт сумел их разглядеть из космоса во мраке ночи. Это действительно сработало — во время первого витка Гленн в разговоре со связным из американской базы в Австралии обратил внимание на свечение на западе континента. С тех пор в США Перт называют «городом света».
Последующая карьера Гленна и возвращение в космос
После хоть и запоздалого, но все же успеха карьера Гленна пошла в гору. В 1964 году он ушел из NASA, намереваясь стать сенатором о Демократической партии, однако этот этап карьеры пришлось отложить из-за непредвиденной травмы — Гленн получил сильное сотрясение мозга, упав в собственной ванной.
После нескольких лет занятия бизнесом, Гленн все же избрался в Сенат в 1974 году от штата Огайо. Он оставался в своем кресле вплоть до 1999 года.
Фото Гленна в Сенате
А в 1998 году Гленн в возрасте 77 лет вернулся в космос, уже в качестве участника экипажа американского челнока из программы Space Shuttle. Гленна взяли в полет с целью проверить на его организме то, как космические полеты влияют на процесс старения, и наоборот, как постаревший организм будет переносить второй в своей жизни космический полет. На этот раз Гленн провел на орбите более 213 часов, хотя первый его полет длился всего-лишь немногим менее 5 часов.
Гленн в составе экипажа Шаттла
Газета The New York Times впоследствии писала, что Гленн два года лоббировал свое возвращение в космос через NASA, однако сам астронавт-сенатор это напрочь отрицал. По его словам, выбор NASA был для него таким же сюрпризом, как и для всех. Как бы то ни было, но в этом полете Гленн установил рекорд, став самым пожилым человеком, побывавшем в космосе.
Сегодня Гленн является самым старым из ныне живущих космонавтов — из той самой первой семерки он единственный остался в живых. Американцы уже давно про него говорят не иначе, как про живую легенду.
Читайте также
Субботний Рамблер
Рекомендации
кек)
Мда-кек, по русски научись писать сначала )
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука