или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
24 января 2014
3
1 092

Трое лысых, гвоздь со сцены и бутылка водки

Театр — место особое. Если для зрителей он является источником получения определенных эмоций, удовлетворения или возможности подумать о вечном и высоком, то для артиста это, как известно, храм, второй (а иногда и первый, более значимый) дом. Очень часто в театре происходят странные и мистические вещи; артисты, будучи людьми суеверными и трепетно относящимися к знакам, всегда помнят о приметах.
Профессия актера берет свои истоки в глубокой древности. Языческие ритуалы (поклонения богам, охотничьи и сельскохозяйственные празднества) — непосредственные родоначальники зрелищного вида искусства. Но пока не появился зритель подобные действа, по мнению исследователей, нельзя причислять к зарождению театра, который предполагает не только совместные усилия в организации представления, но и восприятие публики, ее отклик.
Театр в Древней Греции был создан из мистерий, в которых хор сатиров (одетых в козлиные шкуры) распевал дифирамбы различным богам (самым популярным тогда считался Дионис). Интересно, что слово «трагедия» буквально переводится как  «песня козла», а  «комедия» — «праздник в честь Диониса». В 534 году до н. э. афинский поэт Феспид осуществил нововведение: помимо хора в представлении участвовал декламатор, который мог общаться с хором и изображать различных героев мифов. Через несколько лет Эсхил добавил второго декламатора, а Софокл — третьего, между ними возникали диалоги, таким образом хор сатиров был преобразован в драму. Тогда все роли исполняли мужчины в огромных масках, а декораций и вовсе не было. Существовал также народный театр, развлекающий зрителей на площадях примитивными бытовыми пьесами. В подобных представлениях не было масок и допускалось участие в них женщин. В Греции ремесло актера считали престижным, в отличие от древнего Рима, где отношение к нему было прямо противоположным. А в Средневековье лицедейство крайне осуждалось представителями христианских общин. Театр рождался заново из народных обрядов и религиозных праздников (диалогизация церковных служб позволила развитие драматического действия, также как и реалистическая трактовка евангельских сюжетов). Русский театр также возник из обрядов и празднеств, старейшим считаются игрища скоморохов (истинный скоморох должен был обладать особой харизмой, ведь балагурить и развлекать могли многие). В XVIIвеке при Славяно-греко-латинской академии образован школьный театр. Педагоги сочиняли пьесы в стихах, а ученики играли их по праздникам. Часто за основу брали евангельские мотивы или житейские легенды. Примерно в то же время был образован придворный театр, 17 октября 1672 года царь Алексей Михайлович стал первым зрителем постановки  «Артаксерксово действо», царь был настолько заинтересован, что представление продлилось аж 10 часов. Постоянный государственный профессиональный театр был открыт в 1756 году при Петре I. 
Возможно, мистический ареол, сопровождающий лицедейство по сей день, обязан своему появлению именно благодаря истокам возникновения театра как вида искусства. Несколько веков назад актеров не хоронили на кладбищах, поскольку считалось, что перевоплощаясь из раза в раз в новые роли, они служат темным силам. Сходство между артистами и колдунами найти нетрудно: грим, реквизит (в случае шаманов — тотемы и амулеты), костюмы. При последней фразе заклинания колдовство вступало в свою силу, поэтому и сейчас есть примета, исходя из которой на репетиции актеру нельзя произносить финальную реплику. А выходя на сцену спиной, артист рискует отпугнуть фортуну. О том, что в случае падения своего текста необходимо тут же на него сесть, чтобы не отпугнуть удачу, известно практически всем. Но помимо физического действия нужно еще и вспомнить трех лысых знакомых, а их имена произнести вслух. Артисты берегут сцену и не выходят на нее в уличной обуви, громко разговаривать (если это не условие роли) и свистеть считается дурным знаком — не будет денег, а если все же свистнул случайно, следует помянуть черта. Обычные предметы принимают иное значение на сцене: упавшая расческа, например, вестник беды, а найденный гвоздь, напротив, к получению новой роли (нужно тайно забить его за кулисами). Существует мнение о том, что желтый цвет, павлиньи перья и живые цветы на площадке приносят несчастье. В желтом одеянии Мольер исполнил свою последнюю роль, а окрас павлина, напоминающий глаз, также притягивает неудачу и порчу. Поэтому в элементах костюмов и реквизите редко прибегают к этим атрибутам. Опасно играть смерть, дьявола, если выпала подобная роль, «покойнику» следует подложить под голову бутылку водки, а выпить ее потом предложить друзьям — за здоровье! Особые ритуалы связаны с гримерными комнатами. В раздевалку входят с левой ноги, на дверь гримерки нельзя вешать фотографии и картинки, рассыпанный грим не предвещает ничего хорошего, а надетый наизнанку предмет костюма притягивает провал номера. Если предстоит использовать накладные ресницы, то всякий раз они должны быть одними и теми же во избежание потери роли. Многие удивятся, узнав, что по примете уносить подаренные после спектакля цветы домой — не лучший вариант: уносишь и успех. Вместо пожелания успеха перед показом следует произнести крылатую фразу «ни пуха, ни пера». Самым неудачным днем для премьеры считается пятница. На последнем в сезоне спектакле принято говорить: «Все», сделать это должен каждый артист, да так, чтобы зрители ничего не заметили.
Театр — место особое и, безусловно, загадочное. Несмотря на все тайны, причуды и суеверия, следует помнить, что  «единственный царь и владыка сцены — талантливый артист».
Субботний Рамблер
Рекомендации
Театр - специально отведённое место для отправления культа Морока. Со всеми вытекающими.
Да ладно, хотя я заметил тенденцию деградации российского театра, тлетворное веяние запада дает о себе знать. Отечественный Кинематограф уже уничтожили теперь очередь и за театром!?
Слишком много истории. Хорошо было бы рассказать и о современных проблемах российского театра. А их ведь немало.
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука