или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
1 марта 2014
0
897

Трудно быть богом: предвкушение в послевкусии

Российский кинематограф переживает некое увлечение творческим наследием Аркадия и Бориса Стругацких. Увлечение это, бесспорно, имеет место, но не очень заметно в силу своей чрезмерной хронологической растяннутости, многолетних съемок фильма А. Германа по повести «Трудно быть богом» и даже двухчастным показом фильма «Обитаемый остров» Ф. Бондарчука, снятого в 2008 году. 
Не так давно в российский прокат вышел уже упомянутый и почти успевший стать легендарным фильм по повести «Трудно быть богом». 
Фильм не является первой экранизацией книги — первая вышла еще в 1989 году — но уже успел обрести репутацию легенды новейшего российского кинематографа. Аудитория находится в неведении и в ожидании, причем ожидания могут и не оправдаться. 
Дело тут в ранней кинематографической репутации А. Германа и в тех трансформациях, которые имели место в предпочтениях российского зрителя. Алексей Герман, бесспорно, был режиссером талантливым и оригинальным, а современная российская культура, как местная версия культуры потребления, оригинальность не принимает и отрицает, а талант воспринимает как явление чуждое и инородное. Это, впрочем, не только родовые признаки российской культуры потребления, но культуры потребления как таковой. Известно, что предыдущие фильмы А. Германа могли получать хорошие оценки критики, но не принимались и отторгались массовым зрителем, который отвечал на непонятное ему массовым исходом из зала во время сеансов. 
Не хочется верить, что «Трудно быть богом» уготована аналогичная судьба, но она может стать таковой, если зрителем будет руководить массовая стадность и инерционность, а такое вполне возможно и вина в этом случае лежит не на покойном А. Германе, а на его коллегах по цеху, которые невольно, сами того не желая, подготовили публику именно к такой реакции, к отторжению. 
Известно, что фильм А. Германа не является первой экранизацией этой культовой книги братьев А. и Б. Стругацких. В 1989 году вышел фильм Петера Фляйшмана, о котором (о фильме) сам А. Герман отзывался весьма критически и скептически. И действительно, фильм немецкого режиссера получился легким, динамичным, то есть удачным с точки зрения массовой культуры и фильмов, которые в принципе можно смотреть, но одного раза будет вполне достаточно. Кроме этого а 2008 году вышел уже упомянутый «Обитаемый остров» Ф. Бондарчука, который изначально снимался не как шедевр, а как фильм, который можно было продать и получить доход, то есть как кино с самого начала ориентированное на рынок, на его запросы и потребности. Усилиями П.  Фляйшмана и Ф. Бондарчука тексты А. и Б. Стругацких из литературы преимущественно для интеллектуалов превратились в основу для фильмов массового, но, как правило, почти одноразового потребления, то есть мигрировали, переместились из сферы серьезной литературы в что-то к ней не имеющее отношения, то есть в массовую культуру.
Из этого ряда кино, снятое А. Германом, явно должно выбиваться. 
Те, кто читал А. и Б. Стругацких и кто имеет определенный интеллектуальный и кинематографический багаж, который не ограничивается продукцией Голливуда, песнями группы «Любэ» и истинной любовью к В. В. Путину, сдобренной фанатической верой в то, что транслируют и вбрасывают в общество российские средства массовой информации — те могут воспринять последний фильм А. Германа как объективно свой. Но таких, вероятно, окажется меньшинство. 
Печально, что большинство будет представлено теми, кто смотрит исключительно современные кассовые фильмы, верит в патриотические бредни российских СМИ, впадает в экстаз от пятиминуток ненависти в исполнении Леонтьева и прочих, боится «бендеровцев», свято любит президента и слушает по инерции его любимую исполняющую не то блатняк, не то реанимирующую совок группу «Любэ», мечтает о восстановлении «единой и неделимой», желательно сразу с чертой оседлости. Таким новый фильм А. Германа явно не понравится. 
Ну что же… Кинематограф имеет совершенно различный опыт экранизации Стругацких и поэтому разные восприятия и отражения, или отторжения, этого опыта. Наверное, у тех кто смотрели фильм П. Фляйшмана осталось или послевкусие, или осадок, но одновременно они и пребывают в состоянии предвкушения и ожидания, а последствия знакомства с новейшей визуальной интерпретацией наследия братьев Стругацких только предстоит сформировать и определить…
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука