или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
25 января 2014
9
1 314

Тверь – Петербург: альтернативный маршрут. Часть 3.

ЛЮБЫТИНО – НЕБОЛЧИ: УЛЫБАЙТЕСЬ, ВАС СНИМАЮТ НА КАМЕРУ
Вроде всё, как вчера
В авторском предисловии ко второму тому книги «Тверь в записках путешественников», презентованной в ноябре прошлого года, есть такие слова. «Человек, едущий из Москвы в Петербург по железной дороге на «Сапсане», фактически не видит той русской жизни, которая находится за окном его поезда. Он не видит бедных бараков, всё ещё стоящих в пристанционных посёлках Тверской и Новгородской областей. Он не видит болотин коло домов, поросших камышом… В данном случае маршрут – это совершенно пустое, ничем не заполненное пространство между двумя точками…, пространство, о котором поехавший его человек не может дать отчёта». Поезд-«кукушка» «Окуловка – Неболчи» – далеко не «Сапсан», за час пролетающий 200 километров, поэтому из него российская глубинка начала XXI века со всем перечисленным выше просматривается очень хорошо.
Иной раз создавалось впечатление, будто локомотив пробивает тоннель в лесной чаще, казалось, что ветки деревьев вот-вот разобьют стекло вагонного окна. Кое-где едва схваченные льдом болотистые участки подходили чуть ли не впритык к шпалам. Представляю, что может твориться здесь весной в половодье. Вдоль колеи то тут, то там встречаются ряды запорошенных снегом деревянных прямоугольных балок. Скорее всего, шпал от разобранных за ненадобностью путей. Здесь всё, как и десять, двадцать, пятьдесят лет назад. Почти всё. Не хватает только паровоза, который в этой дикой глуши смотрелся бы куда гармоничнее, чем тепловоз. И семафоров. Шутка насчёт паровоза не далека от истины более. Сегодня с трудом верится, но паровая тяга на этой линии была заменена тепловозной только в 1980 году.
Ветка, соединившая главный ход ОЖД с Савёловским или, как его ещё часто называют, Мологским, строилась в два этапа. Южный участок «Окуловка – Зарубинская (прежнее название – Любытино, нынешняя станция с таким же названием близ одноимённого села появилась только в конце 50-х)» чуть более 50 километров – половина всей линии – начали прокладывать ещё в 1912 года, а в 1924-м официально ввели в эксплуатацию. Её так и назвали – «Любытинская ветвь» и использовали для обслуживания расположенных в этом районе шахт. Северную часть от Зарубинской до Неболчей возвели в 1942 году во время Великой Отечественной войны как временную рокадную дорогу, пролегающую параллельно линии фронта. Она была необходима для переброски войск и снабжения блокадного Ленинграда в обход оккупированных районов. После войны участок реконструировали для постоянной эксплуатации, ветка «Окуловка – Неболчи» стала транзитной линией местного значения. По ней даже в советские годы в сутки ходило не больше двух пар пригородных поездов.
Тяжела и неказиста жизнь в глубинке журналиста
Стальной путь то тянется долгим ровным коридором, то извивается в причудливые кривые. В этом случае колёса начинают стучать так, как обычно стучат на рельсовых стыках. Вагон по-прежнему практически пустой, летом он чаще всего набит дачниками, рыбаками, грибниками-ягодниками, сейчас же – скажу, забегая вперёд, – до самых Неболчей ехало человек десять-двенадцать. Большинство село в Любытино и после, до него поезд вёз, можно сказать, воздух.
На станции Любытино в вагон вошли несколько путевых рабочих, а также журналист и оператор областной телерадиокомпании «Славия», снимать сюжет о последнем рейсе. С появлением последних с видеокамерой редкая публика заметно оживилась. Судя по собранному видеоряду и фактуре – девушка-корреспондент долго беседовала практически с каждым человеком в вагоне, в том числе, с проводницей и кассиршей, – на выходе должен был получиться фильм минут на сорок как минимум. Аналитический, с использованием разных точек зрения, в том числе, критики, объективный и без лишних эмоций. Сюжет же вышел, как бы потактичнее сказать, в духе официоза регионального масштаба. Процентов девяносто эфирного времени в нём отведено Новгородским чиновникам, которые, как им и подобает, доказывали, что пригородные перевозки для губернской казны – непозволительная роскошь. А отмена поезда «Окуловка – Неболчи», да не его одного, а ещё семи из пятнадцати ранее действовавших, никак не скажется на жителях. В населённые пункты, куда теперь не пойдут электрички, пустят автобусы, и вообще, цитирую, «железнодорожное сообщение по области скорректировано в соответствии с потребностями местных жителей и транспортными возможностями районов». Так-то.
А времени сколько затрачено было на эту съёмку! К одиннадцати утра нужно добраться из Великого Новгорода в Любытино, два часа ехать до Неболчей, ещё три там гулять, и с этим же рейсом ехать обратно. Плюс – дорога назад. Ничего не хочу сказать насчёт профессионализма журналистки. Уверен – специалист она талантливый, и в другой ситуации зрители смотрели бы выпуски новостей исключительно из-за ярких и злободневных сюжетов этой девушки. Такова политика государственных СМИ в субъектах РФ: полная финансовая административная (единственные учредители – никто иные как местные администрации и правительства) и финансовая зависимость. Отсюда и содержание материалов: всё хорошо, будет ещё лучше. А если и показывать проблемы, то только с позиции обративших на них внимание чиновников.
Поезд в депо – кобыле тяжелее
Впрочем, нельзя сказать, что новгородские власти, отказавшись финансировать железнодорожное сообщение, совсем уж бросают своих избирателей на произвол судьбы. Если их хорошо попросить, то могут и помочь. Пусть и смешно эта помощь выглядит с позиции городского человека, для жителей отдалённой деревни это шанс не превратиться в отшельников. Например, семья Тепляковых из Чадково получила в подарок лично от главы Любытинского района… лошадь. В качестве транспортного средства. Об этом со ссылкой на официальный сайт губернатора Сергея Митина сообщает novgorod.ru. Вот строки из благодарственного письма новоявленных владельцев кобылы главе региона. «Приехал к нам в гости Гусев Тимофей Борисович (глава Любытинского района — прим. ред.)… Посидели, почаевничали, с мужем поговорили… Муж заикнулся, что лошадь бы найти, с лошадкой нам подспорье большое бы было. Поговорили-поговорили, да и уехали. А недели не прошло, звонит Тимофей Борисович, говорит, что лошадь нашлась для нас. В новогоднюю ночь у нас в хлеву уже лошадь стояла».
12 января чета Тепляковых поехала в Неболчи на поезде. С собой – пустые рюкзаки, котомки и волокуша, купить надо продуктов, что-то из одежды-обуви и обязательно пару канистр бензина для электрогенератора. Почему в Неболчи, а не в Любытино? В райцентре-то выбор побогаче должен быть. Так-то так, только обратно тогда не уехать, поезд-то сначала идёт в Неболчи, а уже потом в Окуловку.
Но не всех жителей своего района Тимофей Гусев осчастливил гужевым транспортом. Людмила Одекова из той же деревни с ужасом представляет, как будет ходить 11 километров по лесной тропе до Костино, где есть дорога, куда ходят маршрутка и автолавка. Других путей сообщения с Чадково нет, разве что зимник зимой. Автобус сюда точно не поедет. Получается, что отменённый поезд – единственная возможность попасть на «большую землю». В былые, кстати, времена, вспоминает моя собеседница, по железнодорожной линии ходил вагон-лавка. А теперь, что называется, выживайте, как хотите. Впрочем, в деревне постоянно проживают только две семьи – Одековых да Тепляковых. 
В разговоре со мной Людмила Одекова, припомнила эпизод конца 80-х, когда впервые встал вопрос об отмене их поезда. Люди тогда стали писать коллективные письма в разные инстанции, объясняя ситуацию и грозя устроить массовые акции протеста. Подействовало, маршрут сохранили. Интересно, прислушалась бы нынешняя власть к народному мнению, так же, как четверть века назад? 
При подготовке этой главы использован сайт Сергея Болашенко http://infojd.ru
 Продолжение следует
Субботний Рамблер
Рекомендации
Отличные путевые заметки. Чувствуется, что Михаил пишет от чистого сердца, показывая жизнь глубинки такой, какая она есть. Есть тут жители Новгородской губернии? Что они скажут об прочитанном?
Вымирающая Россия.
Андрей Белоконь, или готовящаяся инвестиционная площадка для строительства там чего-нибудь
Andrew, спасибо, дорогой. Как тебе, кстати, история с лошадью от главы района?
Этот пост еще раз показывает, что есть две, по крайней мере, России. Москва, Питер, пара-тройка развитых городов-миллионников и есть другая Россия, глубинная, которая начинается за 200 км от МКАДа и ее жителей явно больше.
Электрички - самый народный вид транспорта. Хорошо было бы обязать политиков хотя бы раз в месяц проезжать километров 50 на электричке. Знаний о своем народе прибавится.
Да-да, российская глубинка - то еще "болото"...! И это захолустное "болото" составляет более 80% всей населенной территории нашей необъятной родины! 21 веком здесь и не пахнет! Горожанам не понять. Это нужно не только видеть, этим нужно "подышать", пожить, дабы оценить всю тяжесть российских провинциальных реалий.
Первое фото романтикой веять,что ни говори,наша железная дорога очень уютна зимой,с мороза заходишь в нее и тепло там и чай сделают.
Да зимой на нашей железке уютно, чаи с мороза гоняешь. курей ешь, цигарку смолишь, красота и уют одновременно
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука