или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
21 января 2014
9
1 008

Тверь – Петербург: альтернативный маршрут

Автор этих строк проехал на пригородном поезде «Окуловка – Неболчи», который 12 января совершил последний рейс, и попытался узнать о причинах и последствиях его отмены. Заодно ознакомился с качеством пассажирского сервиса на некоторых станциях Октябрьской железной дороги.
ЧАСТЬ 1. ТВЕРЬ: БИЛЕТ НА ПРОВОДЫ И ВСТРЕЧУ
Эта поездка стала частью пути в Санкт-Петербург. Желание прокатиться на перекладных появилось у меня примерно месяц назад, о чём была соответствующая заметка моём блоге в Живом Журнале «Под стук колёс по «волнам» на «собаках». А на мысль о поезде натолкнул комментарий одного из пользователей, оказалось, что добраться маршрутом «Окуловка – Неболчи – Будогощь – Питер» до пункта назначения получается быстрее, чем по главному ходу. Получалось. Теперь только в прошедшем времени.
Вместо пролога
В последний день календарного – по старому стилю – 2013 года на железнодорожном вокзале города Бологое должно было, как мне казалось, состояться заметное событие с участием ряда важных персон. Например, губернатора Тверской области или, как минимум, областного министра транспорта, «шишек» из ОАО «Российские железные дороги» и её многочисленных «дочек», депутатов, специально подогнанной для этого массовки, журналистов, фотографов, блоггеров. И вот под стихающие звуки песни «Опять от меня сбежала последняя электричка…» поизносятся пламенные речи вроде: «Сегодня в свой последний рейс отправится электропоезд до станции Окуловка. Железнодорожное ведомство решило, что содержать пригородные маршруты ему не по карману и лишило вас, уважаемые граждане, транспортного сообщения. Теперь добирайтесь как хотите». Щёлкают фотокамеры, тупиковый путь у шестой платформы, где обычно стоит Окуловская электричка, перевязывают ленточкой, ставят какой-нибудь памятный знак с табличкой. К счастью, этого не произошло. Пока. Хотя могло, только не в придуманной мной помпезной обстановке, а тихо и без лишнего шума.
Незадолго до окончания 2013 года ОАО «Северо-западная пригородная пассажирская компания» – «дочка» ОАО «РЖД» – распространила, информацию, согласно которой с 14 января полностью отменяется пригородное сообщение на ряде направлений Ленинградской, Новгородской и Тверской областей (полный перечень можно посмотреть здесь), в том числе и на участке «Бологое – Окуловка». Причина – убытки, которые, по словам транспортников, они несут. Например, как сообщает ОАО «СЗППК», администрация Новгородской области из 274 миллионов рублей выпадающих доходов, что Северо-западная ППК понесла в прошлом году, обслуживая маршруты на территории данного региона, перечислила компании-перевозчику лишь пять. Маршрут «Бологое – Окуловка – Бологое» с 14 января взяла на обслуживание ОАО «Московско-Тверская ППК», пока движение на нём сохранено. В количестве, правда, всего двух электричек оправлением из Бологого в 6.57 и 18.52, так же как и было до того. Не самый, конечно, удобный график, но хоть что-то. К слову сказать, на участке от райцентра до границы области вдоль железной дороги расположены три довольно крупных населённых пункта – Березайка, Корыхново (станция Алёшинка) и Лыкошино.
Жителям Новгородской губернии повезло меньше. Журналисты, кстати говоря, мне всё-таки встретились и как раз по этому поводу. Но это случится чуть позже. А пока – станция Тверь, четыре часа ночи, скорый поезд №82 сообщением «Белгород – Санкт-Петербург», первый этап железнодорожного путешествия.
РЖД закон не писан
Кажется, будто забор, которым частично окружено старое здание Тверского вокзала, пытается скрыть прошлое и настоящее всего вокзального комплекса. Ночью, когда нет людской суеты, это впечатление усиливается в разы. Может, дело вовсе не во времени суток, а в том, что вокзал постепенно становится примером сугубо потребительского отношения ОАО «РЖД» к пассажирам, не думая даже об их элементарной безопасности. Да, что там становится, уже стал.
Последний и, наверное, самый наглядный пример. В 2009 году в целях снижения количества безбилетных пассажиров, при выходе на посадочные перроны были установлены турникеты. В старом островном здании вокзала и в специально построенном турникетном павильоне. Борьба с «зайцами» в условиях нищенского состояния компании-монополиста – дело, безусловно, благое, только вестись она с самого начала стала, как бы это помягче сказать, не совсем честно, с нарушениями правил со стороны РЖД. Вот лишь два наиболее резонансных. 
Первое. Платформы пассажирской станции Тверь не разделены, как, скажем, в Москве по отдельности для пригородных поездов и поездов дальнего следования. Их всего две, третья и четвёртая для электричек в сторону столицы и в сторону Бологого являются лишь продолжением первой и второй. Соответственно, и выходы на них общие. На дальних поездах люди часто ездят с большими и тяжёлыми сумками, которые одному пассажиру бывает не унести физически. А путь на перрон лицам встречающим и провожающим преграждают как раз турникеты и стоящие возле них охранники. Особенно в дневное время, когда человек, как полагают в ведомстве, может пройти не для того, чтобы помочь кому-то донести сумки, а вскочить без билета в электричку. И, чтобы ты не посмел уехать «зайцем», будь добр купи билет, неважно, едешь ты или нет. Точно так же нельзя зайти с перрона в помещения, не заплатив. Конфликты граждан с вокзальными охранниками давно уже стали для Твери делом привычным. Некоторые из них доходят до суда, но не всегда разрешаются в пользу граждан. 
Второе. Турникетный ряд в здании расположен не непосредственно у выхода на перроны, а у края тоннеля, соединяющего «старый» вокзал и «новый», береговой. Единственного тоннеля. То есть, турникеты фактически блокируют выход из старого здания вокзала и могут послужить преградой при экстренной эвакуации людей в случае пожара. Именно на нарушение Правил пожарной безопасности ещё три года назад железнодорожникам указывала транспортная прокуратура и не раз предписывала демонтировать устройства. Рекомендации ОАО «РЖД», естественно, игнорировало, прокуратура в конце концов обратилась с соответствующим иском в Пролетарский районный суд Твери, который в конце декабря 2011 года удовлетворил исковые требования. Но воз оказался и ныне там: либо РЖД удалось оспорить решение районного суда в вышестоящей инстанции, либо, что более вероятно, оно, как и предписание прокуратуры, Российской «чугунке» – не указ.
Я уже не говорю о том, что старый (Николаевский) Тверской железнодорожный вокзал, построенный по типовому проекту вокзала I класса в середине XIX века, является по всем критериям памятником архитектуры. И установка в нём турникетов – не что иное, как нарушение закона об охране объектов историко-культурного наследия.
Снести нельзя оставить
А недавно в недрах здания по Новой Басманной, 2 родились и вовсе наполеоновские планы – снести новое здание вокзала как уже устаревшее морально и физически и построить на его месте современный многофункциональный транспортно-пересадочный узел. Который должен будет включать в себя гостиницу, бизнес-центр, торговые комплексы, паркинг, кинотеатр и многое другое. Плюс – в этих же стенах планируется обустроить и автовокзал. Причём, начать работы по сносу планируется начать уже летом нынешнего года, а полностью возвести суперсовременный мегаузел в 2016-м. Руководство региона идею поддержало – а что, впрочем, ему оставалось делать? «Новый» вокзал был построен в 1991 году на месте окончательно снесённого в начале 80-х храма в честь Александра Невского. Теперь наоборот: храм восстанавливают, а вокзал собираются стереть с лица Земли. Церковь, надо сказать, красивая, но вот идея с демонтажем здания лично мне не очень нравится. Да и не мне одному.
А на старом здании вокзала станции Тверь ведутся, как утверждают источники, реставрационные работы: воссоздание его первоначального облика, императорских комнат, в которых разместится свободная для посещения музейная экспозиция. Окажется ли на практике всё так, как на бумаге – покажет время.
Продолжение следует
Субботний Рамблер
Рекомендации
Сколько же часов длилось это путешествие на паровозе? Какая-то культурная программа была? Например, анекдоты от Якунина?
102 км за 4 часа среди лесов, болот, глухих полустанков и полупустых посёлков. Надо же было посмотреть, как и чем живёт настоящая Россия
Видимо, мы скоро узнаем, как она живет из следующего поста
Активнее следите за нашими публикациями, и будете знать не только это
Я считаю, что бы увидеть как живет Россия, нужно проехать на плацкарте в поезде Владивосток - Москва.
Давно уже понятно, что РЖД работает на кипрские оффшоры, а не на развитие своей сети.
fedor F., а обратно северным морским путём
Отличный репортаж Михаил, спасибо. А вот от содержания грустно, денег на себя любимого Якунину хватате вполне, а вот дотировать РЖД не хотят
Якунина пора самого запрягать. Развалил всю структуру РЖД, сволочь!
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука