или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
18 февраля 2014
1
2 536

Стрелы Узунхыра. Часть I

Земля Хакасии сплошь усеяна археологическими памятниками. В какую сторону ни лежал бы ваш путь, обязательно встретятся курганы и менгиры¹ – вдоль дорог, в чистом поле и даже… в огороде.
Менгиры — отдельно стоящие каменные изваяния, возле которых пять-четыре тысячи лет назад совершались жертвоприношения, культовые обряды и другие таинственные церемониальные действия
Да-да, в огороде! Жители республики, начиная копать яму под фундамент или прокладывать водопровод, под слоем почвы нередко находили каменную кладку. Так, например, произошло в начале 90-х годов XX века в Черногорске. Устанавливая водяной колодец, житель улицы Кооперативная увидел, что ковш экскаватора извлек вместе с грунтом человеческие кости. Тут же были вызваны оперативники, которые и установили, что это не по их части – захоронение древнее. Тогда на улице были начаты охранные раскопки, в которых участвовали ленинградские и абаканские археологи. Так что местных жителей видами древних курганов не удивишь, они давно привыкли считать их неотъемлемой частью пейзажа. Как привыкли и к тому, что приезжие почти всегда бывают потрясены увиденными красотами и древностями Хакасии.
Но не только обилием курганов может похвалиться республика, самый именитый из которых – Большой Салбыкский – известен далеко за ее пределами. Есть у нас и древние обсерватории, и таинственные пещеры, и много чего еще. О самом интересном я расскажу в цикле статей о загадках Хакасии.
Но начать хотелось бы с неизвестного широкой публике и пока не изученного археологического памятника Узунхыр. Почему? Потому, наверное, что он особенный и, даже не открыв еще свои тайны, вызвал у представителей науки жаркие споры.
Узунхыр — древний храм, городище или захоронение?
Это сегодня Узунхыр называют так, а в 1998 году, когда я первый раз побывала там, это место скромно именовалось археологическим объектом «Пригорск-1».
Если кто-то, насмотревшись исторических боевиков про Лару Крофт – разрушительницу гробниц – представляет, что все самое интересное непременно должно быть в неприступных глубинах пустынь или джунглей, разочарую. Древности могут скрываться под самым носом. Вот как в нашем случае – в нескольких километрах от поселка Пригорск, вернее – над ним. А теперь давайте сделаем небольшое отступление, чтобы читатели Рустории, никогда не бывавшие в наших краях, могли сориентироваться на местности.
Если ехать в сторону Красноярска по трассе М-54 из столицы региона — Абакана, то до Пригорска — минут 20-25, а от Черногорка, к которому Пригорск относится административно – минут 10. Это поселок городского типа, который строился для будущих работников комбината «Сибирь» — очередного гиганта советской эпохи. На «Сибири» по официальным данным должны были производить удобрения, по неофициальным – обогащать уран. В общем, Пригорск успели построить, а «Сибирь» нет (что-то там было завязано с протестом американцев, которых этот объект сильно напряг), в общем, развалины комбината, собственно, тоже уже можно отнести к «археологическим памятникам», но только — новейшего периода. И теперь, прямо у федеральной трассы стоит поселок из двух десятков панельных многоэтажек, добраться до которого можно, преодолев «пригорскую гору» – часть Подкунинского хребта, отделяющего большую долину, в которой расположились Абакан, Усть-Абакан и Черногорск, от маленькой долины, в которой «живет» Пригорск, а далее — вновь гора. Если посмотреть на местность в разрезе, то Черногорск находится у основания шеи верблюда, а Пригорск между его горбами – между двумя хребтами. Так вот, если въехать на вершину второго горба, то как раз и попадаешь в нужное место, а внизу – как на ладони, раскинулся поселок.
Что же такое Узунхыр? Мнения высказываются разные. Кто-то говорит, что это остатки древней крепости, кто-то – древнего храма, кто-то считает, что это храм-крепость, рядом с которым располагалось городище, то есть поселение древних людей. Верным может быть любое из этих предположений. Точно лишь можно сказать, что Узунхыр включает в себя несколько очень разных объектов.
На странице 99 путеводителя «Пти Фюте», изданном в 2006 году, есть абзац, посвященный нашему загадочному Узунхыру: «После Пригорска дорога идет на подъем. Это гора Узунхыр (варианты произношения Узынхыр, Узенхыр – прим. авт.) – по-русски Длинный хребет. Примерно через 5 км от Пригорска, у километрового столба 710/380, на невысоком плато по правую руку от дороги сосредоточены археологические памятники разного времени: могильники карасукской эпохи, эпохи чаатас и др. Но самый интересный памятник – недавно открытый, еще не исследованный и во многом непонятный комплекс Узунхыр. На площади размером с футбольное поле находятся остатки большого сооружения, стены которого сложены из девонского песчаника. Шурфы, которые здесь закладывали, дали лишь керамику, которой более 2 тыс. лет. Что здесь было – замок, храм, усадьба – не известно даже специалистам-археологам. Тем интереснее побродить по загадочным каменным стенам. А вот отзыв на одном из форумов путешественника «дикаря», завернувшего на Узунхыр по совету составителей справочника: «Смотреть на Узунхыре нечего». И я с этим путешественником согласна – смотреть действительно нечего, если не знаешь что смотреть, и рядом нет человека, который объяснит, куда же ты попал. Да и, если честно, люди, знающие толк в местной археологии, не советуют с энтузиазмом ломиться куда ни попадя. Не все менгиры в степи несут положительную энергию, а курганы – все же могилы, хотя и древние.
Зимой найти остатки фундамента под слоем снега не так просто, надо точно знать куда идти. Я на месте, где шаманы проводили обряды. Видны приготовленные дрова для ритуального костра, на степном кустарнике (фото 2) повязаны чалама² – вот эти разноцветные ленточки.
Чалама – специальная ленточка. Хакасы совершают обряд повязывания чалама «Пай Хазын» у Священной березы в определенные дни (как правило, в национальные праздники). При этом они завязывают в узлы все неприятности прошедшего года в черные чалама и сжигают их в священном очищающем огне, который по традиции разводится на северо-западе. А вот цветные чалама с узелками-желаниями повязывают на дерево или на символическую коновязь. Цвет имеет значение. Белый означает чистоту дел и помыслов, красный – символ солнца, символ тепла, жизни и достатка. Синий – символ чистого неба, связь с «верхним миром», зеленый – природа, плодородие.
Но мне с Узунхыром повезло. Впервые, в 1998-м, побывала там с Сергеем Тодышевым, тогда еще научным сотрудником Хакасского научно-исследовательского института истории языка и литературы (ХакНИИЯЛИ). И мы осмотрели все составляющие археологического памятника. Тогда же Сергей Михайлович показал мне уникальную карту, приложенную к отчету по теме «Исследования археологических объектов Хакасии методами геофизики и биолокации», составленном доктором исторических наук, профессором Я. И. Сунчугашевым и инженером-геофизиком Н. Н. Кузнецовым в 1996 году. Через два года мне снова представился случай побывать на городище уже с Валентиной Тугужековой, профессором, ныне — директором ХакНИИЯЛИ. Валентина Николаевна, помимо основной работы, серьезно занимается биолокацией. Обойдя вместе с ней территорию Узунхыра, я воочию убедилась, что в одних местах там есть выходы положительной энергии, в других – отрицательной.
Фото 1. Мы стоим на трассе М-54, на горе Узунхыр в паре километров справа от развалин крепости. Внизу поселок Пригорск, прямо виднеется Подкунинский хребет и «пригорская гора», перевалив которую вы сразу попадаете в Черногорск. Если посмотреть на фото левее, то внизу видны замерзшие пруды. Это те самые, в которых хакасские рыбоводы несколько лет назад начали промышленное производство карпа и других видов рыб.
Фото 2 — с той же точки — за этим взгорком и прячется древняя крепость.
И вот, в прошлом году, на исходе июля, мы вновь завернули на Узунхыр. Да, умели в древности места выбирать! Мы стояли на плоской вершине холма, с которого отлично просматривалась вся долина в сторону Большого Салбыкского кургана (захватывающий вид!), а само городище было укрыто от любопытных взглядов невысокими взгорками. Лето выдалось невероятно дождливым, и хакасская степь вместо выжженного пейзажа являла взору благодатную картину буйства зелени трав, которые поднялись почти по колено. Это затрудняло поиски древних развалин, тем более, что не были мы здесь больше десяти лет. Но память не подвела – вот и знакомые камни. Это фундамент большого здания — наиболее значительного сооружение комплекса, которое могло быть крепостью или культовым сооружением, а, возможно, совмещало эти функции. Вероятно, построено оно было из дерева с фундаментом на высоту всадника. Фундамент выложен из красного камня-плитняка и сегодня незначительно выступает над поверхностью. Вход в сооружение по традиции — с востока. На входе раньше лежала круглая плита, около полутора метров в диаметре, явно обработанная человеком. Когда-то, возможно, она венчала деревянные столбы на входе, а, возможно была порогом. В этом году плиты мы не нашли. Интересна архитектура здания: внутри сразу после входа — фундамент округлого помещения, к которому словно раковина прилепилось полукругом помещение поменьше. Эти две комнаты как бы заключены в округлые помещения большего размера, располагающиеся подобно кругам, идущим от брошенного камня. Вокруг внешней стены располагаются, по-видимому, фундаменты двух сторожевых башен (опять же округлых!), и они — значительно шире внутренних. Слева от входа, снаружи — два фундамента прямоугольных формы. 
Примерно так все это выглядит на схеме
А как же поселение снабжалось водой? Трудно предположить, что древняя крепость была построена в безводной степи, или что воду сюда подавали из реки, на дне русла которой сегодня разместился Пригорск. Никаких остатков ирригационных сооружений, по крайней мере, окрест, не находили. Где-то рядом, предположили мои ученые сопровождающие, был выход подземных вод, которые по разлому скального грунта подымались вверх.
А этот рисунок — фантазия моей знакомой художницы Н. Аникиной на тему Узунхыра. 
Неподалеку от крепости — могильный курган, ниже по склону, стразу за стенами «сторожевых башен» — остатки фундаментов сооружений поменьше: жилищ (?), мастерских (?). На двух близлежащих холмах – руины древних святилищ поменьше. Вокруг одного из места ритуальных действий несколько каменных сооружений, напоминающих маленькие ДОТы. Если ими кто-то и пользовался, то это были люди очень маленького роста. В лощинке между святилищем и крепостью — «коридор» из невысоких камней. Он сильно напоминает наконечник стрелы, только двойной, как кавычка — ». Одна часть наконечника — аномальная зона где «течет» отрицательная энергия, воздействие которой на человека – негативное. Поэтому бывать в подобных местах дольше 15-20 минут нежелательно. Этот «коридор», возможно, использовался для проведения обряда посвящения в воины, для того, чтобы людей психологически подготавливать к обряду, вводя в транс.
 
«Коридор» с отрицательной энергией. Выложен в виде наконечника стрелы, указывающей на Салбыкскую долину
Ниже холма с развалинами выложена еще одна стрела из каменных плит, которые едва заметны над землей. Так что обнаружить её можно, только подойдя вплотную.
А это вид на Запад — в сторону Долины царей, где располагается Большой Салбыкский курган. Туда указывает каменная стрела.
Не менее интересны два камня, неподалеку от стрелы, едва видные из зарослей травы – один побольше, другой – поменьше. 
Каменные ворота.
Как выяснилось, стоят они в степи не просто так, а находятся в центральной части двухполюсной биолокационной аномалии. Это так называемые ворота, которые составляют мужской и женский камни. И хотя по размеру они значительно меньше аналогичных, известных хакасским археологам и историкам сооружений, принцип «действия» ворот тот же, что и в Салбыкской долине. Эти малые ворота на территории Узунхыра, как и каменная стрела, ориентированы на Салбыкские ворота, то есть на Запад, чуть южнее основной оси. По прямой от развалин Узунхыра до Большого Салбыкского кургана — около 35 км.
Конечно же описание это не детальное, без точных координат. Но и этого, думаю, достаточно, чтобы понять – Узунхыр, совсем не рядовой археологический комплекс, и может таить весьма интересные открытия, ведь не так много в нашей степи встречается развалин крепостей — все больше могильники. Однако историки и археологи Хакасии против раскопок в этом месте. Почему? Продолжение следует!
На фото вверху — символичная коновязь на Подкунинском хребте, на спуске к Пригорску, вся увешана разноцветными чалома. Люди, отправляясь в путь, просят хорошей дороги.
Субботний Рамблер
Рекомендации
Про древние развалины слышала, однако ничего конкретного. Нашли мол, какую-то крепость на горе за Пригорском. Оказывается там столько интересного. Сотни раз проезжала по этой горе, но даже не подозревала, что она называется Узунхыр. Очень красивое название!
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука