или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
21 января 2014
0
1 037

В Екатеринбурге впервые в мире поставят спектакль по роману Иванова «Блуда и МУДО»

Вчера вечером в Свердловском театре драмы началась режиссерская лаборатория под названием «Эпос-Драма-Театр», в ходе которой 6 постановщиков всего за неделю создадут свои сценические эскизы по отрывкам из романа известнейшего пермского писателя Алексея Иванова «Блуда и МУДО». Зрители впервые увидят и услышат инсценировку «Блуды», после чего театр заключит с лучшим режиссером контракт на постановку полноценного спектакля, премьера которого запланирована на осень 2014 года.
Алексей Иванов – известнейший российский автор. Его книги «Сердце Пармы», «Общага-на-крови» и многие другие уже совершенно точно можно назвать классикой современности. Но режиссеры для постановки в театре чаще всего выбирают лишь нашумевший в последнее время роман «Географ глобус пропил». Кстати, фильм по мотивам этой книги в 2013 году стал самым обсуждаемым киноманами, а также получил Гран-при «Кинотавра» и собрал различные призы на кинофестивале.
Но в Екатеринбурге решили не идти проторенными тропами и не искать простых решений. Директор Свердловского драмтеатра Алексей Бадаев, который, кстати, до этого был министром культуры Свердловской области и вступил в должность руководителя холдинга лишь в июне 2013 года, замахнулся на сложнейший с точки зрения драматургии роман Иванова «Блуда и МУДО». Книга была написана еще в 2007 году, но до сих пор по ней не было поставлено ни одного спектакля в мире, что, в принципе, объяснимо. Главный герой «Блуды» Борис Моржов настолько сложный и многогранный персонаж со своей богатой философией и правилами жизни, что трудно вообразить, как такой образ можно показать на сцене. Кроме того, в романе очень мало внешних событий, основное движение и перемены происходят во внутреннем мире героев, что губительно для драматургии.
Именно поэтому Драма будет ставить спектакль не по самой книге «Блудо и МУДО», а по ее инсценировке – пьесе «Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции», написанной для театра именитым драматургом Олегом Богаевым, естественно, по соглашению с Ивановым.
«Началось все в Перми, куда Алексей Иванов пригласил меня на премьеру спектакля по роману «Географ глобус пропил», – рассказал гендиректор Свердловского театра драмы Алексей Бадаев. – Мы в антракте говорили о спектаклях и о том, с каким пиететом относятся к произведениям Иванова драматурги. И мне было не понятно, почему все театры берутся только за «Географа», хотя романы Иванова давно дозрели до сцены. Тогда и возникла идея поставить спектакль по книге «Блуда и МУДО» в нашем театре. Мы позвонили Олегу Богаеву и предложили ему написать инсценировку, он согласился, и работа пошла. Уже потом известный театральный деятель Олег Лоевский предложил начать работу с режиссерской лаборатории, и мы стали отбирать молодые таланты».
Как рассказал Олег Богаев, он также боялся браться за инсценировку романа Иванова, поскольку считает его лучшим российским писателем. Но интерес взял верх.
«Я убежден, что в театре можно инсценировать любого автора, кроме Достоевского и Иванова. На мой взгляд, Иванов – лучший писатель России. Он не похож на Акунина, Пелевина или Сорокина. Именно Иванов нашел главного героя, что, по-моему, вообще невозможно для современного писателя, – заявил Олег Богаев. – Когда я начинал работать над инсценировкой, перечитывал роман, то подумал, что если это ставить в театре, то театр закроют послезавтра. Потому что это очень личный, интимный рассказ о том, что происходит внутри человека, в каких отношениях он с окружающими. В итоге пьеса написана по мотивам романа. Но это отдельное самостоятельное произведение».
Пьесы «Fake…» пока нет и не будет в открытом доступе, поскольку текст, возможно, дополнится или сократится в ходе лаборатории и при дальнейшей постановке спектакля. Так что у театралов Екатеринбурга до официальной премьеры «Блуды» будет лишь одна возможность посмотреть – во что именно может превратиться роман на сцене. 26 января, в воскресенье, состоится завершение лаборатории, на котором все 6 приглашенных режиссеров покажут свои эскизы, созданные всего за неделю по выданным им отрывкам пьесы. Все эти отрывки расставят в хронологическом порядке, так что зрители увидят весь спектакль, но поставленный с разными приемами и с разными авторскими задумками. Можно сравнить его с лоскутным одеялом.
«Мы будем работать с пьесой Богаева, а роман Иванова останется вне процесса и будет жить своей жизнью. Я даже просил режиссеров не читать первоисточник, но опоздал, теперь все они фанаты Алексея Иванова, — смеется известный театральный критик, организатор лабораторий и фестивалей Олег Лоевский, который будет курировать работу. – Все режиссеры – молодые ребята, но с опытом, все прошли различные режиссерские лаборатории, у них есть опыт экспресс-создания спектаклей на основе литературного текста. Надеюсь, они внесут в мир Иванова-Богаева свое видение, а не просто пойдут по следам писателей. Интересно ведь человеческое мышление, из которого получится шесть разных образов и эскизов, а остальное можно прочитать. Мы сами не знаем, что выйдет в итоге. Может получится интересно, а может совсем нет».
К участию в лаборатории Драма привлекла представителей разных, иногда диаметрально противоположных, художественных школ – в Екатеринбург приехали Радион Букаев (мастерская з. д. и.РФ А. Вилькина), Павел Зобнин (мастерская з. д. и.РФ С. В. Женовача), Алексей Логачев (мастерская мастерская з. д. и.РФ Е. Б. Каменьковича и Д. А. Крымова), Георгий Цнобиладзе (мастерская н. а. РФ Л. А. Додина), Вячеслав Тыщук (мастерская н. а. СССР М. А. Захарова) и Вячеслав Ямбор (мастерская з. д. и.РФ С. В. Женовача). Все они рады возможности первыми поработать с романов Иванова и пьесой Богаева, поскольку это амбициозный проект, более того – им дают полную свободы творчества.
«Когда ставишь полноценный спектакль, в театре тебе не дают рисковать, искать неожиданные ходы. За это могут просто уволить и еще в других театрах рассказать, чтобы этого новатора не брали. А тут полная свобода, карт-бланш. Мы постараемся использовать это по максимуму», — поделились режиссеры.
Интересно, что самого автора первоисточника Алексея Иванова совершенно не смущает, что над его детищем фактически будут ставить фривольные эксперименты.
«Я в театре вообще мало что понимаю, поэтому не могу пока ничего конкретного сказать. Но я привык доверять профессионалам – если я им доверил роман, я не буду вмешиваться в работу, — заявил вчера на открытии режиссерской лаборатории Алексей Иванов. – Сам же приду вместе с вами, как зритель, 26 января. Буду надеяться, что эти эскизы заложат фундамент в появлении полноценной постановки, которую увидим осенью».
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука