или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
5 февраля 2014
3
1 365

В Кемерове скажут «Здравствуй!» особенным детям

Уже несколько лет педагоги-дефектологи, объединившись в некоммерческую организацию «Служба лечебной педагогики», работают с детьми с ограниченными возможностями. До этого специалисты вели работу в разных условиях: проводили бесплатные консультации в библиотеках, создавали специальные группы в детских садах, занимались с тяжелыми детьми на дому. Теперь дети с различными нарушениями в развитии смогут получать психо-педагогическую помощь постоянно. Для кабинета лечебной педагогики арендована квартира, и сейчас специалисты обустраивают помещение. Инициатор создания Кабинета, педагог-дефектолог Мария Головина, рассказала в интервью Рустории об этом проекте и о проблемах, с которыми приходиться сталкиваться особенным детям и их родителям.
- Мария, как родилась идея создания кабинета?
— По образованию я логопед-дефектолог. Я работала в специализированном садике № 49 и вела частную практику. Запрос на дополнительную работу пошел от самих детей. Когда качественно занимаешься с ребенком, понимаешь, что в этих конкретных условиях — работаешь ли ты с ним в детском саду или в семье — ты не можешь помочь ему наиболее эффективно. Ребенку нужен гибкий график: то больше индивидуальных, то групповых занятий. В садике это сделать очень сложно: грубо говоря, у тебя есть 20 минут на работу с ребенком и не важно, готов он сейчас общаться с тобой или нет, достаточно ли ему времени… Через 20 минут приходит другой.
Несколько лет назад в коррекционном детском саду № 49 я организовала семейный клуб «Зеленый домик». Он был создан для интеграции детей с нарушениями в среду более здоровых детей. На базе клуба родилась идея создания общественной организации. Инициаторами были родители, чьих детей никуда не брали. Они узнали о некоммерческой организации «Томский ковчег», которая работала с детьми методом лечебной педагогики в Томске, и захотели организовать подобное у нас. Родители согласились за свой счет обучать специалистов этому методу. Вышли с просьбой к администрации города об открытии в садике № 49 группы лечебной педагогики, куда ходили бы дети разного уровня развития и возраста. У нас там были ребята с нарушениями двигательной активности, с аутизмом, с различными синдромами, многие не имели опыта посещения детского сада.
Мы ставили цель – адаптировать детей к детскому коллективу и максимально нормализовать их поведение, вовлечь каждого в контакт и в разные виды деятельности (игровая, творческая и пр.). Для этого важно было увидеть, в чём интерес ребёнка и его проблема, показать это родителю и на этом интересе дальше строить развитие ребенка. Мы хотели помочь родителям принять и понять своего ребенка.
В кабинете «Здравствуй!» задача будет такая же. Мы организуем психолого-педагогическую реабилитационную помощь, в основе которой лечебная педагогика. Мы хотим создать место, где помощь особому ребёнку станет более качественной, потому что будет ориентирована на его индивидуальные особенности и будет включать в процесс помощи родителей. Наша задача помогать родителю в развитии и реабилитации ребёнка, а не делать это за него. Родитель будет учиться помогать своему ребёнку, потому что им вместе жить. Это принципиальная позиция специалистов Кабинета. Именно поэтому наши услуги подойдут не всем семьям. Не каждый родитель готов принять нарушение своего ребёнка и не каждый готов делить со специалистами ответственность за результаты работы.
- Что будет в Кабинете Лечебной педагогики?
— Для работы мы арендовали трехкомнатную квартиру. Здесь будет игровая комната, зал для двигательных занятий, кабинет для индивидуальной работы с детьми. Будем заниматься с ребятами, используя современные методы и подходы, по которым в городе никто не работает. Эти методы специалисты уже начали осваивать благодаря Московскому Центру лечебной педагогики. Обучение будет проходить систематически. У нас будут вести занятия психолог, логопед, дефектолог, тренер по кинестетикс.
Если «Зеленый домик» был открыт для всех детей, в том числе и здоровых, то сюда мы приглашаем, в первую очередь, детей-инвалидов до 3-х лет, которые не получают в городе постоянной психолого-педагогической реабилитации. По статистике, в городе 250 таких детей.
Другая наша категория — дети с ограниченными возможностями здоровья (это дети с разными нарушениями развития (аутизм, синдром двигательной активности), дети с задержкой психического развития), которые не имеют инвалидности и не посещают специализированных групп в садиках. Их гораздо больше, чем инвалидов. В специализированных детских садах всем мест не хватает, а детей этих надо выравнивать, с ними должны заниматься специалисты.
Но проблема не только в нехватке мест. У родителей есть мнение, что в детских садах формальный подход. Там нет индивидуальной программы (либо она формальная, оторвана от реальных возможностей), родитель часто не имеет возможности наблюдать динамику развития ребёнка, не знает, чем с ребенком занимаются. Мы не берём на себя всю ответственность: мы вам ребенка исправим, вылечим. Наша задача оказать помощь ребёнку и семье. Родители сами должны быть активными, должны уметь заниматься со своим ребенком.
- Вы сказали, что количества детских садов, центров для инвалидов, которые есть в городе, недостаточно. Насколько остро стоит проблема?
— В последние годы сильно увеличилось количество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями. Из года в год их становится на порядок больше! Два года назад во «Фламинго» стояли на учёте 1500 детей, сегодня – 1700. И это только те дети, кто имеют статус «инвалид». А еще есть множество тех, у кого этого статуса нет, но они также нуждаются в помощи. Специализированных групп в садиках, наоборот, стало меньше. Связано это с тем, что дети-инвалиды должны посещать дошкольные учреждения бесплатно, все расходы берет на себя муниципалитет. Это, конечно, очень тяжело для бюджета. Поэтому садики из специализированных (компенсирующих) делают комбинированными, то есть теперь их посещают как дети-инвалиды, так и здоровые дети, чьи родители платят за услуги. Это, конечно, хорошо, что детей интегрируют. Но специалисты сегодня должны быть в каждом детском саду. В городе всего два детских сада для детей с задержкой психического развития, и число групп там сократилось.
- Дети с ограниченными возможностями ведь могут посещать обычные детские сады. Вообще, какая среда им необходима? Где они должны общаться: среди равных себе или среди обычных ребят?
— Все индивидуально. Например, моя коллега-дефектолог занимается с девочкой-«аутиской», которая ходила в обычный детский сад, и там у нее начала появляться агрессия. Ребенка перевели в специализированный сад, и там девочка раскрылась. Она оказалась среди равных себе, почувствовала себя нужной, обычной. Сейчас выступает на утренниках, агрессия пропала. Не всегда среда готова принять такого ребенка. Бывает, что родители обычных детей против того, чтобы с ними в группе находился ребенок с нарушенным развитием.
- Проблема отношения общества к инвалидам очень серьезная. Они у нас считаются «невидимками»…
— Действительно, это так. Родителям таких детей очень тяжело. Многие закрываются, впадают в депрессию, они не хотят давать никаких интервью и даже запрещают нам, специалистам, снимать их детей на видео для своей работы – чтобы динамику, например, проследить. И это все обусловлено только отношением к инвалидам в нашем обществе.
Сейчас, на мой взгляд, ситуация стала немного меняться. Публичные люди начинают признаваться, что у них дети-инвалиды, говорить об этом открыто. Это большой шаг вперед. Стало больше информации, появились специалисты, центры … Например, городские развивающие центры приглашают всех детей. Другой вопрос, что, когда особенный ребенок приходит туда, он не находит себе места. Потому что специалист не готов заниматься одновременно с пятью нормальными детьми и одним ребенком, которому нужен индивидуальный подход. Родителям никто не отказывает, но они видят, что нет никакого результата от таких занятий. Вообще же, педагогическая коррекция, проводимая комплексно и в системе, бывает эффективнее, чем только медицинская.
- На какие средства создается Кабинет Лечебной педагогики?
- Стараемся привлекать спонсоров, ведем переговоры с крупными предприятиями города. Однако, ситуация сложная. Все коммерческие предприятия уже включены в социальные городские программы, занимаются благотворительностью по просьбе городской администрации. Много средств уходит в городской Центр для детей-инвалидов «Фламинго», а он не работает с инвалидами до 3 лет и всех инвалидов принимает только курсами 1-2 раза в год на месяц. В подготовке Кабинета участвуют родители детей с ограниченными возможностями. Вот, недавно позвонила мама и предложила купить мебель на кухню. Она хочет, чтобы её ребёнок с ДЦП учился вместе с другими готовить. Такая группа у нас уже собралась, её руководителем стала мама ребёнка-инвалида, технолог пищевой отрасли по образованию. В дома творчества многих детей, даже если у них сохранный интеллект, но есть проблемы при передвижении, не берут. Помогают нам всем миром: кто-то подарил электрическую печь, кто-то офисные столы, кто-то просто помог это все привезти. Нам нужна любая помощь. У нас создана группа в Фейсбуке https://www.facebook.com/events/1448592155369548/, и желающие помочь могут обращаться туда. За что мы будем очень благодарны.
фото с сайта http://kuzbass-deti.ru/
Субботний Рамблер
Рекомендации
Педагогам, которые занимаются проблемными детишками, памятник надо ставить при жизни. Это же сколько надо иметь терпения и добра в сердце.
Согласен с Еленой целиком и полностью. Золотые люди!
Детям вообще необходимо находиться в среде своих сверстников. А к особенным детям нужен особенный подход.
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука