или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
20 марта 2014
8
1 852

В Мурманске до сих пор плачут по дедушке «Ермаку»

В 1899 году иностранные газеты взорвались заголовками – сумасшедшие русские хотят поставить грозную Арктику на колени. Над нами смеялись, рисовали карикатуры. Ведь всему миру было известно, что в это царства льда лучше не соваться – в холодных водах гибла одна экспедиция за другой. Но все-таки Российская империя смогла достойно ответить на все издевки – она просто взяла и построила первый в истории арктический ледокол «Ермак».
День рождения с горьким привкусом
В этом марте исполнилось 115 лет со дня поднятия на «Ермаке» флага. Обычно в честь таких юбилеев на судах проходят праздничные мероприятия, экипажи принимают важных гостей. Но не в этом случае: от ледокола остались рожки да ножки. Точнее, лишь якорь, пианино, чучело белой медведицы (она случайно забрела на палубу и получила пулю за грозный оскал на моряков) да мелкие бытовые детали вроде вилок и ложек. Их удалось спасти после того, как советская власть вынесла покорителю «Арктики» смертный приговор. Но что самое неприятное – ледокола уже нет, а вот слухи вокруг него продолжают ходить и пополняться. И сотрудникам музея Мурманского морского пароходства приходится в праздник еще раз будоражить историю. Чтобы правда была чистой.
Судьба у дедушки русского ледокольного флота, как еще называют «Ермак», была тяжелая, хоть он и прославился на весь мир с первых лет своей эксплуатации. Строил его прославленный мореплаватель, адмирал Степан Осипович Макаров. Он изучал каждый шуруп и винтик на корабле, который рождался на английской судоверфи. Буквально жил на нем. И даже заказал себе уменьшенную копию «Ермака», чтобы испытывать его у себя в каюте, где жил дольше, чем в доме на суше. Макарову приходилось убеждать весь мир, и в первую очередь Русское географическое общество, императора, что ледокол можно и нужно построить. Ведь все прежние попытки создания мощных судов, способных ломать «стальной» северный лед, терпели фиаско.
Ни минуты покоя
Адмирал Макаров оказался талантливым оратором и моряком – «Ермак» был создан. Он первым в мире смог ломать лед толщиной в шесть метров. И эта характеристика ему очень скоро пригодилась.
- «Ермак» с первых же его дней отправили на задания. Не успел он зайти в Кроншдат, где его впервые показали обывателям, как поступило сообщение – надо срочно спасать суда, оказавшиеся в ледяном плену, — говорит директор музея морского пароходства Валентина Карепова.
С тех пор «Ермак» всегда был, что называется, при деле. Его постоянно бросали с одного задания на другое. За более полувека своей работы, он спас сотни жизни. В том числе и легендарных папаницев, которые вынуждены были дрейфовать какое-то время на треснувшей льдине.
Первый в мире арктический ледокол был первым во многом. На нем испытали радиотелеграф, он заходил в те порты, куда до него раньше зимой не заходило не одно судно. Благодаря «Ермаку», русские впервые смогли добраться до края Арктики — Шпицбергена и Земли Франса-Иосифа.
- Ермак», идя по льду, оставлял за собой удивительно чистый след. По нему спокойно могли идти даже легкие суда. Не каждый современный ледокол так может, — рассказывает Валентина Карепова.
Но советская власть отнеслась к «Ермаку» скептически. Мореплавательской славы никто не замечал. На первый план выдвигались сплошные неудачи.
- У «Ермака» были недостатки. Так, он был очень прожорлив – при полной мощности двигателей мог потреблять до ста тонн угля в сутки. При том, что на борт можно было поднять три тысячи тонн, — вспоминает Игорь Петрович Болятинский, который работал кочегаром в последние годы жизни ледокола. В том числе и на его финальном рейсе. – Работать на таком «голодном» судне было тяжело. Смена кочегара длилась 4 часа. За это время я мог перекидать в топку до 5 тонн угля. А отходы от сгоревшего угля просто выбрасывали в море. Загрязняли природу, конечно, очень сильно.
Гибель титана
В 1963 году «Ермака» вывели из состава нашего флота.
- Недавно у нас в музее была группа туристов из Санкт-Петербурга. И гости заявили, что мурманчане виноваты в том, что ледокол не превратили в музей, а отправили на переплавку. Но это не так! Правда другая, — продолжает Валентина Ивановна.
Ее слова подтверждает бывший судовой механик и начальник портового флота Виктор Николаевич Фатюшкин. Он был в числе тех, кто воплощал смертный приговор ледокола в жизнь.
- Никто из моряков не хотел такого финала для «Ермака». Все мурманчане собирали подписи за то, чтобы «Ермак» сохранили. Его экипаж направлял радиотелеграммы в Москву, Хрущеву, чтобы из их зарплаты забирали деньги на содержание судна. Но советская власть решила, что стране достаточно и «Авроры». В то время даже хорошие крейсера резали, нужен был материал для новых судов, — вспоминает Виктор Фитюшкин.
Моряки, дожившие до седых волос, до сих пор со слезами на глазах вспоминают, как ликвидировали «Ермак». Грустно им даже спустя 49 лет.
Сначала ледокол поставили в мурманский торговый порт, где с него срезали драгоценный металл. Затем на нем устроили пожар, чтобы выгорело дерево и остатки топлива и масел. Зарево от него было хорошо видно даже днем – в полярную ночь в Мурманске темно даже в три часа дня. Многие мурманчане, видя издалека горящий ледокол, останавливались, снимали шапки и молча плакали. Затем остов повезли на Зеленый мыс.
- «Ермак», точнее то, что от него осталось, везли на буксирах два корабля. Они его разогнали и отпустили. Это было последнее самостоятельное плавание легендарного ледокола. Он со скрежетом и стоном врезался в землю. И на ней уже начали отпиливать кусок за куском. Трактора подтягивали «Ермака» на сушу, пока он не исчез совсем, — продолжает Виктор Николевич.
Современные школьники об уникальном ледоколе почти ничего не знают. Придя на встречу в честь его юбилея в музей, они огорошили бывалых моряков. Мол, ничего особенного в «Ермаке» нет. Первый ледокол, якобы, был построен в США или Англии, а наши снова переписали историю. Тревожно, что также дети думают и про Вторую мировую войну и Великую Отечественную: они просто не знают, кто ее выиграл.
Поэтому не удивительно, что проходя мимо якоря «Ермака» у стен мурманского краеведческого музея, который стал памятником ледоколу, они даже не знают, что это такое.
— А еще наши горожане, и не только, думают, что это подделка. И исследователи из других городов уверены в этом. Но это якорь «Ермака»! В его судовом журнале есть запись, что якорь был сломан во время одной из навигаций в Арктику. На судоверфи его чинили, запаивали и на месте сварки остался шов. Его и сейчас можно увидеть на памятнике, — уверена Валентина Ивановна.
Слухов много. Но какой бы непроверенной информацией не полнился Интернет, правда одна – ее говорят те, кто своими глазами видел то, что затем вошло в историю. Российская империя первой в мире построила арктический ледокол, который успешно справлялся со своей работой. И за нами лавры покорения Арктики.
Субботний Рамблер
Рекомендации
Честь и хвала великому и прославленному ледоколу "Ермак" и его команде! Только вот не надо винить в его списании советскую власть - после краха Союза, в 90-е годы у нас столько прекрасных судов поржавело и было отправлено на лом, что ни каких слёз не хватит!!!
жаль, что не сохранили первый ледокол для истории.. но видимо, железо и сталь тогда ценились важнее исторической ценности, так что "Ермак" продолжал служить и после своей смерти
что толку от того, что мы первые были в Арктике? если сейчас мы свое преимущество упустили? пора бы уже не только жить великим прошлым, но и что-то делать в настоящем..
ну сейчас Арктика признана нашим "приоритетным" проектом, там даже десант недавно высадился, так что еще не упустили, вовремя одумались
спасибо за красивую историю! даже архивные снимки нашлись! вот это я пониманию, настоящая журналистская работа!
такие корабли умели сто лет назад строить! а сегодня вот не можем сами себе "Мистрели" построить - вот, что обидно!
Спасибо за историю! а народ у нас иногда и текст читает без внимания, вон, господин Сальвадор Любимов сетует, что "Мистрали", мол, не можем сами себе построить, а то, что "Ермака" на английской судоверфи строили, не увидел. Сам не смог сегодня)))) вот, что обидно!)))) А, то что мы сегодня можем построить, или не видим, или не смотрим)))
Жаль "Ермак". плохо, что все фотографии уже после 1920-го (в названии "Ъ" нетЪ). Лучше б "Аврору" так. Все-таки ее роль в истории кораблестроения куда меньше.
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука