или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
3 марта 2014
2
2 072

В Вологде изобрели машину времени

Деревянный особняк на Ленинградской, 6 – неприметный, скромный. До революции здесь жил купец Пантелеев с семьей, поэтому народное неофициальное название здания – дом Пантелеева.
В Вологде подобных образцов деревянного зодчества немало. Но именно к этому особнячку не зарастает народная тропа. Знаменитости во время своих посещений Вологды непременно бывают здесь. У самовара уютно сиживали Игорь Костолевский и Лия Ахеджакова, Резо Габриадзе и Юрий Норштейн, две Людмилы – Улицкая и Петрушевская. Впрочем, совсем не обязательно быть знаменитостью, чтобы удостоиться приглашения попить чайку с хозяйкой дома – директором музея «Мир забытых вещей» Татьяной Касьяненко. Достаточно просто понравиться Татьяне. Если вам повезет, как повезло мне в минувшую субботу, то она и дом покажет сама.
Сразу с порога попадаешь в 19 век, в мир красивых, изящных, но забытых вещей. Жардиньерка, сонетка, жирандоль, фисгармония, граммофон – не только сами предметы, но и слова давно причислены к разряду устаревших.
Старинную мебель, посуду, игрушки, пианино, рояль, столик для рукоделия – всю эту красоту хочется рассматривать долго, не спеша. Хозяйка и не торопит.
Прокурор Ирина Шлыкова 
— Сейчас я вам покажу фисгармонию, – рассказывает она, поправляя цветы в жардиньерке. – Инструмент долгие годы молчал, и казалось совершенно безнадежным делом его реанимировать. Но опытный мастер сделал чудо. Теперь вот у нас бывают концерты, на которых звучит фисгармония.
Однако звуки фисгармонии я услышала, не дожидаясь концерта. Старинный инструмент зазвучал по распоряжению… прокурора. Конечно, в музей прокурор Ирина Шлыкова пришла совсем не по служебным делам, просто привела дочку Настю на экскурсию. Вот Настя и опробовала фисгармонию. После чего «прокурорской проверке» подверглось старинное фортепиано.
Жардиньерка
По ходу экскурсии интересуюсь, не в родстве ли жардиньерка с жирандолью.
— И да, и нет, — смеётся Татьяна. — Это совершенно разные вещи. Несколько фигурных подсвечников на общей подставке – это жирандоль. А жардиньерка – это подставка или какая-либо емкость для цветов, что называется, художественно выполненная. Бывало, что мастерство, с которым изготовлены были эти предметы, граничило с искусством. А слова – жирандоль и жардиньерка – пришли к нам из французского языка, это их роднит, да.
Жирандоль
На первом этаже столовая, гостиная, детская и кабинет. В типологических интерьерах этих комнат очень любят фотографироваться экскурсанты – по одиночке или группами. К группе, кстати, легко присоединиться и «человеку со стороны». Что я и сделала. Экскурсовод увлеченно рассказывала о кукольном домике, о каждом его экспонате в отдельности. Не обошли вниманием и скромную сонетку. Выяснилось, что большинству экскурсантов, по их собственному признанию, и слово-то «сонетка» незнакомо, не говоря уж о самом предмете. Мир забытых вещей, мир забытых слов…
Столик для рукоделия, фрагмент детской, кукольный домик
Сонетка, кстати, висит себе скромно и не шумит. Хотелось, конечно, взять в руки этот шнурок с маленьким колокольчиком вверху и позвонить. И, как в старом добром романе, на звонок прибежала бы горничная, предположим, Марфуша, и спросила, чего, дескать, изволите? Увы, в руки сонетка не дается – заперта под стеклом.
Граммофон тоже помалкивает, хотя в полной исправности. Заводят сию машину редко, в дни, когда проводятся тематические концерты. Для таких случаев имеются специальные граммофонные пластинки. Вот они — стоят на бамбуковой этажерке. Громкость «музыкальной машины» регулировать невозможно, поэтому, когда музыку нужно было сделать потише, в раструб запихивали звукопоглощающий предмет – валенок, к примеру, или подушку-думку. Или просто закрывали толстой шалью.
В кабинете можно присесть за письменный стол, взять в руки гусиное перо и при свете старинной настольной лампы черкнуть пару строк. И представить себя в роли купца, подписывающего документы или раздумывающего о судьбах человечества.
— Частыми гостями в музее, рассказывает Татьяна Касьяненко, бывают потомки купца Пантелеева. В основном, все они живут в других городах России, но время от времени наведываются в «родовое гнездо. Довольны, что дом не снесли, а открыли в нём музей. А буквально несколько дней назад еще один потомок нарисовался – житель Вологды. Хотел познакомиться с директором, но не застал. Обещал снова придти.
Татьяна предполагает, что вологодский период жизни купца Дмитрия Николаевича Пантелеева был счастливым. Взять хотя бы тот факт, что у него было 17 детей. От одной жены, между прочим. Революция положила конец семейному благополучию Пантелеевых. Дом у них отняли, а хозяина с женой выслали на Крайний Север, в Мурманскую область. Трудная судьба досталась и особняку: в нем более 70 лет гнездились коммуналки.
Второй этаж музея занимает картинная галерея. Это постоянно действующая экспозиция, в которой размещены портреты, написанные художниками позапрошлого века. 
Ах, эти взгляды людей из 19 века! Грустные, веселые, строгие, печальные, прозорливые, легкомысленные, снисходительные, меланхолические, победные, надменные, честные, лукавые, огненно-жаркие, обжигающе-холодные, одобрительные и не очень … И каждый из них хранит тайну ушедшего времени. А мы пытаемся разгадать.
К экспозиции третьего этажа Татьяна Касьяненко относится с особо трепетным чувством. Причем трепет резко усиливается, когда одна выставка портретной живописи сменяется другой, – раз в два месяца. 
Современные художники – известные мастера и начинающие живописцы – считают за честь выставить свои работы в «Музее забытых вещей». Сегодня здесь обосновалось «Мужское общество». Вологодская художница Наталия Лаврентьева представила 20 полотен. Мужские портреты известных вологжан и просто знакомых автора написаны в стиле фигуративного психологического реализма. Так говорят критики. Я не критик, поэтому мне ближе определение попроще – дружеский шарж. Встретила я несколько знакомых лиц на полотнах и подивилась мастерству автора – точно передать самую суть характера персонажа.
Директор музея вписывается в обстановку своего детища идеально. «Технари» назвали бы это точным вхождением в паз. Татьяна Касьяненко – душа дома, в который хочется возвращаться много раз. В 1991 году, уже будучи опытным экскурсоводом, организовала в особняке первую выставку. И назвала ее «Мир забытых вещей». Так же и музей назвали, после того, как он окончательно «прописался» на Ленинградской. С тех пор Татьяна не перестает завидовать – себе и своему счастью. Ведь счастье, говорит она, – это когда любимая работа находится в доме с мезонином.
Вот уж неделя прошла с моего посещения «Мира забытых вещей». И я всё ещё под впечатлением. Ужинаю исключительно при свечах. Жирандоль – да-да, она, милая, всю жизнь рядом со мной, а я не знала как ее зовут – жирандоль ставится на середину стола, и загораются все 15 свечей. Макароны по-флотски или камбала по-сиротски в одну минуту превращаются в изысканные кушанья.
Глубоким чувством прониклась я и к швейной машинке «Зингер», которую в начале прошлого века дедушка привез из Германии. Слегка поковырявшись в зингеровских внутренностях, нашла массу вещей, о которых не имела представления: серебряный полтинник 1921 года, несколько вышедших из употребления банкнот и… сонетку. Не такую нарядную, как в музее, но настоящую. Только колокольчик почему-то слабо звенит.
Субботний Рамблер
Рекомендации
Очень увлекательно. Сразу на ностальгию и реквием пробивает...
интересно. узнали новые забытые слова...)
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука