или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
6 февраля 2014
0
1 285

«Вишневый сад» в театре «Сфера»

Вечный Чехов идет почти на всех подмостках Москвы. Около года назад и в театре «Сфера» поставили «Вишневый сад» — самую обсуждаемую и самую подробно разбираемую пьесу XX века. Добрая четверть основных трудов Станиславского и Эфроса посвящена именно этому тексту, многие сильнейшие режиссеры пытались понять — ну что же, что же в этой чеховской простоте, ну почему же так сложна эта простота.
Школьники засыпают, читая Чехова, люди даже вполне зрелого возраста и хорошего образования говорят: «Читать — не могу, ничего не понимаю». Эту силу внутренней жизни, внутреннего движения и надо уметь каждому режиссеру вложить в актера, она не проступает сквозь буквы явно и не ложится в руку сама.
И что же «Сфера»? Режиссер Александр Коршунов сделал классическую постановку — хорошие декорации, неплохой свет, простая мебель и милый реквизит, красивый классический костюм. Все это можно было бы назвать «типичным спектаклем», но что-то заставляет всех зрителей остаться после антракта. Как сделать так, чтобы все артисты — и зрители с ним вместе — прожили прощание с эпохой и сами, в каждом спектакле, на каждой репетиции испытывали катарсис? Как сделать это с тем условием, что в театре много молодых, совсем ничего не видавших, и не так уж много действительно талантливых возрастных актеров?
Надо признаться, перелом переживает действительно одна только Раневская (заслуженная артистка России Татьяна Филатова). В начале спектакля на сцену вбегает типичная барыня-самодурка, путешествующая по Парижам и знать не знающая, что творится с ее домом, родственниками, прислугой на родине. Вбегает воздушная, смеющаяся, лепечущая глупости, начинает всю мебель целовать (и многоуважаемый шкаф) и только глаза жмурит от радости да кудрями подергивает, когда ей говорят, что имение будет продано вот-вот. Поначалу думаешь: ну, дура, ладно, на других посмотрим. Но потом с ней только и происходит внутренний переворот, который должен был произойти почти со всеми персонажами. Только она постепенно заливается горем — с ног до головы, как будто стоит под душем из горечи. В этот момент приходит понимание: нет, на самом деле она с самого начала понимала, знала все — но отодвигала, сознательно отгораживалась от проблемы, сознательно ее не замечала — и подсознательно ее хотела, доводила себя до этого кризиса. Ведь не то же самое ли делала она по жизни, а не только с родным имением? Жить в Париже с человеком, который обкрадывает тебя и обчищает до копейки, вернуться и получать от него телеграммы, хвалиться ими и говорить «а все пишет, пишет, а я не отвечаю!» — и к нему же уехать в конце, чтобы пользовался дальше. Есть такие люди, которые во всю жизнь свою не насытятся кризисами, горем, несчастьями, всю жизнь только того и ищут, только того и ждут. Вот и она дожидается того, что имение ее покупает Лопахин — и (неявно, но практически) выгоняет всю семью, да и срубает вишневый сад под дачные участки.
А что Лопахин? Лопахина играет Ренат Кадыров, и играет прилежно, как студенты. Но на фоне остальных все кажется, что он корчится, тужится. Он, конечно, может быть именно таким в определенной трактовке: жил себе практически в слугах, а тут разбогател и смог купить имение, да еще и у хозяев, у которых его отец и дед ходили в крепостных. Может, от осознания этого факта героя и должно перекорчить. Но если по-чеховски, то перекорчить его должно внутренне, но не так явно, не так рисовано.
Какая роль в «Вишневом саде» если не главная, то ключевая? Это не Раневская и не Лопахин, и не Аня (которая, кстати, тоже под влиянием Трофимова должна была полностью измениться, но так и не сложилось; зато чудо как хороша), и не Варя, которую замечательно играет Ольга Аксенова. Это Фирс. Это тот самый человек, который не меняется на фоне всеобщего кажущегося или явного изменения. Он был в доме всегда, он и остается в доме навсегда, потому что его просто забывают и запирают на замок. Это человек, который показывает: изменений могло и не быть. И все было бы по-прежнему. Все бы жили как жили. Все бы дружили, любили, плакали, ссорились, считали бы деньги, но можно было обойтись без катастроф — как он обходится без них всю жизнь, поставив себе одну главную цель: служить этому дому честно и до конца. Трогательный, добрый, полуглухой Фирс — еще и самый талантливый артист этого спектакля Вячеслав Кузнецов. Пространство большого зала «Сферы» — чтобы все понимали — это ряды сидений вокруг всей сцены, то есть сама сцена — круглая. И актеры как на ладони то у одной части публики, то у другой. Многие артисты, наученные играть на обычной сцене, так и не могут отучиться от минуток «расслабления» на сцене, когда на них якобы никто не смотрит. Но зритель изучает всегда. И Вячеслав Кузнецов всегда был на сцене Фирсом: передвигая на подносе стаканы, стоя за кем-то и протирая спинку стула, он оставался верным слугой, любящим до слез своих хозяев, и даже на поклон артист выходил на тех же полусогнутых в старческой пластике ногах, только чуть шустрее, чем во время спектакля.
Тема прощания с прошлыми устоями всегда актуальна, но только у Чехова она так просто и горько звучит. Ставить его всегда было трудно. Даже студия Станиславского, работая с Антоном Павловичем лично, постоянно сталкивалась с ним на почве разной трактовки текстов, а он ничего и сказать не мог — разводил руками: ну тут же все ясно, я же все написал. Постановка «Сферы» — классическая, если можно так сказать о постановке Чехова вообще, но при этом — внутренне верная. И как следствие — достойная.
Фотоматериалы — официальный сайт театра «Сфера»
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука