или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
31 января 2014
6
2 362

«Война за Полярным кругом»: Кольский полуостров (Часть 4)

Мыс немецкий
День 15 (17.09.2011).
Старт: 8:00.
Время на маршруте: 8 часов.
Пробег: 42 км.
Ср. расход топлива (л): 23,9/100 км.
Ср. скорость: 8,8 км/ч..
Вечером во время ужина моросящий весь день дождик внезапно переходит в сильнейший ливень. Хорошо, что мы уже поставили палатку. А те, кто не успел поесть, доедают свой ужин под поднятой дверью багажника нашего Discovery 3. Но самое интересное началось, как только мы легли спать.
Арктика показала свой характер. Ночью начался шторм. Температура резко упала до 3 градусов. Ветер был такой силы, что, я думал, нас со штурманом унесет вместе с палаткой, как Элли с Татошкой. Спальники продувались насквозь, так что ночь получилась бессонной. Оставалось только прижимать собою пол палатки и завидовать остальным участникам экспедиции, ночующим в своих машинах.
Утром все, как только поднялись, пошвыряли вещи в машины и тронулись в путь. О завтраке пришлось забыть. Единственное желание было скорее бежать от этого ветра и ливня как можно дальше. Дальше на север — до основной цели второго этапа оставалось совсем немного.
Вот он — мыс Немецкий. Самая северная материковая точка Европейской России. Край земли. Дальше только океан и Северный Полюс.
Именно здесь за все время путешествия Арктика предстала перед нами во всем своем величии. Именно здесь в полной мере ощущаешь беспомощность человечества перед силами природы. Кажется, будто цивилизация здесь просто не может прижиться. Об этом свидетельствует все: и брошенная техника, и опустевшие полуразрушенные военные городки, и огромная армейская свалка.
Продрогшие, голодные и промокшие до нитки, мы решаем вернуться к перешейку полуострова и отогреться на расположенной там небольшой турбазе. Всю обратную дорогу едем разувшись, сушим ноги, перекусываем тем, что осталось от сухого пайка.
К сожалению, мы опять остаемся со штурманом одни. На турбазе нам приходится расстаться с другими экипажами и продолжить путешествие на одной машине. У кого-то возникли срочные дела, у кого-то заканчиваются отпуска. Каждый достиг своих целей. У одного из наших товарищей, например, была идея искупаться в Баренцевом море, и он ее мужественно осуществил на мысе Немецкий, не смотря на шторм и нулевую температуру.
На турбазе мы «экспроприировали» у отбывающих в Мурманск экипажей 50 литров солярки, немного коньяка из исправно служившей всем нам пятилитровой канистры, попрощались с ними и отправились отогреваться в баню.
Скорбеевка, Май-Наволок и Зубовка.
День 16 (18.09.2011).
Старт: 9:50.
Время на маршруте: 13 часов.
Пробег: 82 км.
Ср. расход топлива (л): 23,3/100 км.
Ср. скорость: 8,8 км/ч
На следующее утро выглянуло солнце. Догадываясь, что это ненадолго, мы поспешили снова на мыс Немецкий. Добрались довольно быстро, встретили несколько туристических групп из Мурманска и Москвы. Все спешили запечатлеть океан и увидеть берега Норвегии, пока светит солнце.
Мыс Немецкий при свете солнце. Все тот же ветер, все те же волны.
Дальше наш путь пролегал вокруг полуострова через заброшенный военный городок недалеко от мыса Скорбеевский, через мыс Май-Наволок и Зубовскую губу. Нашей целью был далекий мыс Лауш (Цып-Наволок), расположенный на восточной части полуострова.
Брошенный военный гарнизон недалеко от мыса Скорбеевский. Таких гарнизонов очень много на полуострове…
В домах можно найти брошенные вещи. В том числе и детские, как будто люди уходили отсюда в спешке… Хотя, конечно, это не так.
Водопад недалеко от мыса Скорбеевский.
Я уже отмечал, что это, пожалуй, самый трудный участок всей нашей многодневной экспедиции. На одной машине мы штурмовали каменистые броды, крутые подъемы и спуски, то и дело принимая огромные валуны на защиту. Зубовскую губу проходили уже в полной темноте и нам очень повезло, что мы попали в отлив. Достаточно большой участок мы двигались по рыхлому мокрому песку — в натяг, без остановок, осознавая, что если что-то случится с машиной, надеяться на помощь не придется.
Хорошо, что у меня опытный штурман. Он проводил меня в полной темноте. Я гасил фары, чтобы его не слепить, и, слушая по рации команды, проходил огромные валуны и трещины в скальных выступах вслепую.
Дорога. Это цветочки. Когда начались ягодки, фотографировать времени уже не осталось.
Ночью мы дошли до Зубовки, наивно полагая, что там встретим хоть одного человека. Здесь и заночевали в машине, на ощупь загнав ее на небольшой гранитный выступ, чтобы гарантированно не оказаться под утро в болоте по самые стекла.
Мыс Лауш (Цып-Наволок).
День 17 (19.09.2011).
Старт: 10:00.
Время на маршруте: 13 часов.
Пробег: 75 км.
Ср. расход топлива (л): 28,6/100 км.
Ср. скорость: 5,2 км/ч.
Поразительно, сколько диких, не боящихся человека, животных на полуострове. Ночью к нам приходил лисенок и почти что с рук ел сушки, а проснувшись утром, мы увидели, как в пятидесяти метрах от нас пасется стадо оленей.
Нас было всего двое и одна машина. Возможно, если бы мы стояли большим лагерем, таких удивительных встреч и не произошло бы.
Позавтракав, мы отправились в Цып-Наволок. От Зубовки до него всего 20 километров, и дорога не представляет никаких трудностей, за исключением одного довольно глубокого брода рядом с Зубовкой.
Еще один брошенный военный гарнизон.
Цып-Наволок. Военная база. Маяк. Вроде все, как на Немецком, только погода совсем другая и море, как будто тоже. Тихо и спокойно в бухте.
Старая метеостанция. Она построена еще в двадцатых годах прошлого века.
Чудо-техника. Исправно работает и до сих пор в строю. Нас на этом «экспонате» даже покатали.
Рядовой Петр.
Замначальника базы Андрей.
Мы были в полной уверенности, что больше никаких трудностей дорога нам не подкинет. Довольно легко дошли до Цып-Наволока, хотя еще в Москве меня предупреждали, что дорога до него очень трудная. Где же те огромные лужи и болота, которыми нас запугивали?
Как оказалось, они никуда не делись. Когда мы вернулись от Цып-Наволока обратно к Зубовке и двинулись дальше, уже направляясь короткой дорогой к перешейку на Рыбачий, опять начались испытания на прочность.
Как это ни банально звучит — смеркалось. А у нас как вечер, так начинается «борьба за урожай» — бесконечные лужи с каменистым или болотистым дном, глубокими колеями от «Уралов», торчащей местами арматурой от бетонных плит, которыми когда-то пытались укреплять наиболее трудные места в болотах, а сейчас все это скрыто под метровым слоем воды. А ведь мы, наивные, уже решили, что все сложное осталось позади, когда вчера ночью шли от мыса Скорбеевский до Зубовки.
Опять моему штурману приходилось промерять практически каждую лужу на предмет огромных камней и других сюрпризов и потом по памяти указывать мне сложную траекторию движения между ними. При этом лужи достигали в длину до 50 метров, а иногда и глубина их становились больше метра, и штурманских забродников уже не хватало. Тогда нырял я в своих «телепузиках». Ситуация осложнялась тем, что при отсутствии деревьев или хотя бы кустарника застрять было никак нельзя — лебедку цеплять не за что, а якорь за болотистый мох не зацепишь.
В одной такой луже двигатель от гидроудара спас только шноркель. Машина правым боком упала в колею от Урала, уровень воды справой стороны (как раз, где воздухозаборник) поднялся аж до пассажирских стекол.
Уже в полной темноте мы добрались до турбазы и рухнули спать. Ночью я несколько раз вскакивал. Мне снилась эта дорога.
Швабская дорога и Печенга.
День 18-19 (20-21.09.2011).
Старт: 11:30.
Время на маршруте: 13 часов.
Пробег: 80 + 172 (Печенга-Мурманск) км.
Ср. расход топлива (л): 23,4/100 км.
Ср. скорость: 8 км/ч.
А следующий день я считаю самым красивым из всех, проведенных на Кольском полуострове. С полудня светило яркое солнце, а на фантастически синем небе не было ни облака. Северная осень предстала во всем своем великолепии. Все это воспринималось как приз за все наши предыдущие труды.
В этот день мы тронулись в обратный путь. От базы «Озерки» через восточную часть полуострова Средний идет отличная грунтовая дорога. Абсолютная противоположность западному направлению.
На перевале у нас сломался ручник. Ручной тормоз — это болезнь Discovery 3. Полагаю, что конструкторы не смогли бы внятно объяснить, для чего на автомобиле с огромным внедоророжным потенциалом ставить электронный ручник, который выходит из строя при любом попадании грязи, что, очевидно, неизбежно на бездорожье.
Как пошутил один мой знакомый: «Если у Вас на Discovery 3 ни разу не ломался ручник — значит у Вас китайская подделка».
Кстати, если ехать с материка на Средний, то в начале этого перевала есть беседка, которая находится на «пьяном» ручье. Пьяным он называется потому, что здесь по традиции всегда останавливаются и со словами: «Ну, пронеси», опрокидывают 50 грамм за успешное преодоление перевала.
На перевале встретили экспедицию на новеньких Great Wall. Кстати, именно там мы и познакомились с журналистами «Полный привод 4х4».
Они нас предупредили, что на старой немецкой дороге отсутствуют как класс мосты.
Старая немецкая дорога, проходящая с юго-западной части хребта Муста-Тунтури, которая была построена за три коротких северных лета: с 1942 по 1944 годы. Эта так называемая «Швабская дорога», сложенная из плотно подогнанных друг к другу камней, служила Вермахту для подвоза продовольствия, боеприпасов и снаряжения к хребту Муста-Тунтури, а также для эвакуации раненых. Часть этой дороги подходит к подножью Большая Муста-Тунтури (Муста-Тунтури состоит из 3-х частей, Малой, у подножья которой находится Музей обороны полуостровов Средний и Рыбачий, Средней и Большой — место максимальной концентрации землянок и дотов боевого охранения хребта.
Помимо этой дороги на Кольском полуострове было построено еще несколько немецких военных дорог. Наиболее известная из них: «Русская дорога» (или Russenstrasse или «Адольф Гитлер»).
Если «Русская дорога» и «Адольф Гитлер» на сегодняшний день сильно разбиты (наши военные любят по ним кататься на тяжелой технике), то «Швабская дорога» — это эталон того, как должна выглядеть грунтовка. Заметим, что за 67 лет она ни разу не ремонтировалась. При этом если бы не разобранные мосты, которые, кстати, пограничники разобрали, дабы не могли ездить всякие туристы, не так уж и давно, по ней спокойно может проехать практически любой автомобиль.
Отсутствия мостов и делает ее доступной только для внедорожников, поскольку объезд по каменистым бродам доставит вам много незабываемых моментов.
«Немецкая» сторона Муста-Тунтури. Здесь больше трех лет шли ожесточенные бои.
Вечер надвигается очень быстро и незаметно.
Еще одни объезд разрушенного моста.
Помимо «веселых» объездов некоторые сложности может доставить брод через ручей перед Печенгой. Здесь важно «поймать» отлив, потому что глубина брода в зависимости от положения Луны изменяется от банальных 30-40 см до 1,5 метров.
Мы подъехали к броду поздно вечером и удачно попали в отлив. Но переправиться не смогли, потому что на другом берегу располагается военный полигон, и военные никого не пропускали, поскольку именно в этот момент на полигоне велись стрельбы. Пришлось заночевать на берегу.
Зато здесь мы познакомились с ребятами из Мурманского внедорожного клуба Nordstream Off-road, и утром местный краевед Дмитрий Дунаев рассказал нам много интересных историй и легенд, связанных с боевыми действиями в Заполярье. Его рассказ вошел в фильм.
Кстати, если когда-нибудь будете в Печенге, посетите военное кладбище. Мемориалы советским и немецким солдатам находятся на одной площадке, возможно, символизируя то, что среди мертвых уже нет вражды.
Эпилог.
День 20-21 (22-23.09.2011).
Старт: 11:10.
Время на маршруте: 30 часов.
Пробег: 2000 км.
Ср. расход топлива (л): 10,5/100 км.
Ср. скорость: 85 км/ч.
Вот и настала пора нам проститься с севером. Нас ждет тридцатичасовой перегон и почти две тысячи километров пути в Москву. Мы сделали то, зачем затевали всю эту экспедицию: установили мемориальную доску с именами погибших в Петровском Яме в Карелии, добрались до мыса Немецкий, обошли весь полуостров Средний и полуостров Рыбачий, записали рассказы очевидцев и краеведов о войне в заполярье, отсняли много видеоматериалов для фильма.
На север можно ездить каждый год и открывать для себя что-то новое. Я надеюсь вернуться сюда в следующем году. Проехать «Русской дорогой» (в этот раз мы не смогли этого сделать из-за военных учений), увидеть Хибины, покорить знаменитую трассу «1000 ручьев», прикоснуться, наконец, к глади Белого моря.
До свидания, Кольский. Не прощай. Экспедиция «Война за Полярным кругом» окончена.
Дорогие читатели Рустории! В следующий раз мы разместим на нашем портале трехсерийный фильм «Война за полярным кругом», снятый Никитой Кузнецовым и его соратниками из «Проекта 4х4». Следите за обновлениями! И Вы увидите этих бравых ребят на джипах воочию! 
Субботний Рамблер
Рекомендации
Ну да, классно, очень красиво и интересно - выразительная природа, пейзажи, а главное история края... Все очень клёво, конечно и красиво, но жрут эти Джипики будь здоров - до 24 литров на сотку!!! С таким зверским аппетитом с нашими-то деньгами особо далеко не уедешь...)
Заброшенный поселок конечно впечатлил больше всего,особенно вото с детскими тапочками в окне...
Только вот для пущей патриотичности нужно было преодолевать такой маршрут на Уазах- Патриотах))
И в таких суровых условиях наши деды там бились с врагом насмерть!
Неплохо было бы испытать машинки где-нибудь на суровых дорогах Ямала.
Правильно говорят,надо на патриотах ездить или на нивах,поддерживать отечественного производителя так сказать.
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука