или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
29 ноября 2013
0
2 837

Воркута должна стать арктическим городом

(Пока вокруг Северного полюса водят мирные хороводы… Фото сайта inturauto.ru)
В границы Арктической зоны, определенные госпрограммой, вошли Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, а также Онежский, Приморский, Мезенский муниципальные районы Архангельской области, сам Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, о. Новая Земля, Таймырский и Туруханский районы Красноярского края, Норильск, Аллаиховский, Анбарский, Булунский, Нижнеколымский и Усть-Янский районы Республики Саха.
Член Общественной палаты РФ и бывший мэр Воркуты Игорь Шпектор высказал категорическое несогласие с исключением Воркуты из программы. Он уже направил телеграммы министру регионального развития и председателю правительства России Дмитрию Медведеву, с требованием не выносить данный вопрос на правительство. 26 ноября, в день празднования 70-летия заполярного города, позицию Шпектора поддержал и нынешний мэр Воркуты Евгений Шумейко.
— То, что Воркута, расположенная в 200 километрах от Северного Ледовитого океана, до сих пор не считается арктическим городом с соответствующими льготами, — полный абсурд, — заявил он.
Между тем, речь идет, главным образом, конечно же, не столько о льготах для северян, сколько о стратегическом развитии Воркуты, как одном из форпостов России для освоения Арктики. Общий объем финансирования программы на 2014-2020 годы составляет 1,793 триллиона рублей, и «заполярная кочегарка» достойна, чтобы иметь свою долю от этого «пирога».
Стоит напомнить, что именно в Воркуте находится военный аэродром «Советский», где российские летчики отрабатывают навыки посадки на северных аэродромах, и откуда они берут старт при полетах в район Северного полюса. А также о том, что в 2014-м году в Воркуте начнется строительство Арктического спасательного центра, о чем еще год назад заявил начальник Главного управления МЧС России по Республике Коми Олег Мануйло. Воркутинский арктический спасцентр станет одним из десяти, который Россия планирует создать для прикрытия Северного морского пути и обеспечения безопасности шельфовых месторождений. (Свою работу в Воркуте специализированный центр обеспечения безопасности и экстренного реагирования начнет в 2017 году.)
Битву за Арктику выиграет сильнейший
Арктическая зона — поистине кладовая сырья, содержащая около 25 процентов мировых запасов углеводородов (нефти, газа, горючих сланцев, углей). Плюс залежи никеля, меди, свинца, алмазов, титана и других полезных ископаемых. Понятно, что в самое ближайшее время борьба за ресурсы арктического шельфа будет только усиливаться. Норвегия, Канада, США, Швеция, Финляндия, Англия все активнее заявляют о своих интересах в этой зоне. Научные экспедиции в Арктику организуют Дания, а также Южная Корея, Япония и Китай. Причем Китай уже сегодня строит три мощных ледокола, специально рассчитанных на долговременную работу на Севере. «Если Россия и дальше будет занимать достаточно пассивную позицию в отношении Арктики, она может потерять и ее и «жемчужное ожерелье» – Северный морской путь», — считает вице-президент Коми республиканской ассоциации независимых экспертов, кандидат экономических наук Владимир Андрианов.
— Рождением Северного морского пути, — рассказывает ученый, — можно считать 1935 год. Для постоянного использования этой трассы в СССР было создано Главное управление СМП, перед которым были поставлены задачи: проложить судоходную арктическую трассу от Баренцева моря до Берингова пролива; оборудовать и держать её в исправном состоянии; обеспечивать безопасность плавания; постоянно вести метеонаблюдения по всей трассе и т. д. Объёмы перевозок ежегодно росли, к концу 80-х годов ХХ века они достигли почти семи млн. тонн в год. Увы, с началом «перестройки» эти объёмы резко упали и вновь начали постепенно расти лишь, начиная с 2004 года.
Сегодня по Северному морскому пути перевозится 4 млн тонн грузов и, по словам экспертов, к 2025 году объем грузоперевозок может составить 60–65 млн тонн в год. Однако к работе на северных маршрутах готовятся не только российские моряки. По данным ЦНИИ морского флота, арктический транспортный флот в настоящее время состоит из 210 транспортных судов, из которых лишь 168 работают под российским флагом.
— Известно, что в 2009-м в Рейкьявике состоялся семинар НАТО по перспективам безопасности на Крайнем Севере, — продолжает В. Андрианов. — В том же году восемь стран Северного совета (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Канада, Швеция, Фарерские и Аландские острова) приняли решение создать совместную боевую группу. А еще через год участники этой организации уже присутствовали на военных учениях, проводимых боевыми подразделениями Канады, США и Дании, специально подготовленными для войны в условиях Арктики.
По словам В. Андрианова, СМП был самой надежной транспортной артерией, связывавшей тысячи населенных пунктов, метеостанций, поисковых партий, факторий, воинских частей на расстоянии более восьми тысяч километров! С мая по октябрь продолжалась транссибирская навигация, для обеспечения которой в Советском Союзе была создана единственная в мире флотилия атомных (самых мощных в мире!) ледоколов. Сегодня её, по сути, уже нет, и многое здесь, в Арктике, придётся начинать заново. Естественно, обойдётся эта реанимация российского арктического хозяйства в сотни миллиардов долларов, но при любом раскладе затраты на вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов Арктики и использование транспортного ресурса СМП окупятся сторицей. Это позволит России сохранить ведущие позиции в мире. Ведь Арктика – наш стратегический ресурс.
Льды китайцев не пугают
По мнению Китая, независимо от того, есть ли у государства границы в Арктике, оно имеет на нее права. Китайцы подсчитали, что доставка их товаров в Европу (от Шанхая до Гамбурга) через Севморпуть на 6400 км короче. Один только рейс 60-тысячника по СМП даёт Китаю экономию в один миллион долларов США. За год вывоз товаров в Европу с использованием СМП позволяет Китаю получить более 50 млрд. долларов США экономии. Из-за глобального потепления арктические льды стремительно тают, что вскоре может сделать Северный морской путь судоходным даже в летний период.
Сегодня КНР активно взаимодействует со скандинавскими странами в организации полярных станций. На острове Шпицберген, например, Пекин арендует у Норвегии кусочек земли для своей базы. Кроме того, недавно КНР получила статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете. Поистине, в Арктике становится тесновато…
Стереотипы надо менять!
Но вернемся к Воркуте. Сегодня это отнюдь не депрессивный моногорд, каким могла остаться со времен 90-х годов прошлого века, если бы не титанические усилия нескольких десятков неравнодушных к ее судьбе людей. В том числе Игоря Шпектора, Правительства республики, директоров объединения «Воркутауголь», а также тысяч шахтеров и простых воркутинцев, не смотря ни на что, верящих в ее «звезду». Сегодня это город-труженник, в котором проживают 90 тысяч человек.
(на праздновании юбилея города. Фото с сайта администрации Воркуты)
На заполярных шахтах добывается 12 миллионов тонн угля, в окрестностях города разработаны и ждут своего часа перспективные проекты по добыче барита, марганца и других полезных ископаемых. Газовики прокладывают здесь вторую и третью нитки газопровода Ухта – Бованенково, которые станут важной частью стратегического проекта «Северный поток». В ближайшие время под Воркутой появятся компрессорные станции по перекачке природного газа, что даст почти три тысячи новых рабочих мест. А чтобы привлечь и, главное, удержать квалифицированных специалистов арктические надбавки не помешают…
— Воркута уже давно стала одним из самых сильных символов Республики Коми, широко известным в России, — сказал на юбилее города Глава РК Вячеслав Гайзер. – Воркутинцы – это особая порода людей: активных напористых, целеустремленных, умеющих добиваться поставленных целей, несмотря ни на какие трудности…
За 25 последних лет на федеральном уровне по отношению к северным территориям Коми сложился стереотип, который необходимо менять, считает Глава Коми. То, что Воркута странным образом «выпала» из программы по развитию российской Арктической зоны, нелепая ошибка, которая обязательно будет исправлена, уверены в Коми.
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука