или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
12 мая 2015
0
29 336

Ядерное оружие в обмен на независимость: кому достались бомбы СССР

После распада СССР на карте мира вместо одной появилось сразу четыре новых «ядерных» державы: Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан. О том, как и зачем проходила передача ядерного арсенала от трех постсоветских республик Москве, рассказывает Кирилл Михайлов.

По состоянию на сентябрь 1990 года (по данным Arms Control Association, США) у СССР был 10271 ядерный боезаряд, у США — 10563 боезаряда (см. инфографику 1). Ну и по мелочи тысячи и тысячи тактических боезарядов у обеих сторон, но их обычно в расчет не берут из-за малой мощности – как правило, около одной килотонны (атомная бомба «Малыш», взорвавшаяся над Хиросимой – около 18 килотонн, а мощность современных крупных ядерных боеприпасов – от 100 килотонн и выше).

Две сверхдержавы при таком арсенале могли уничтожить друг друга по нескольку раз. После Карибского кризиса 1962 года, когда мир оказался на грани ядерной катастрофы, попытки разоружения предпринимались неоднократно, напуганный обыватель привык употреблять такие слова, как «разрядка» и «паритет». В 1980-е годы Москва и Вашингтон вели переговоры о сокращении ядерного потенциала, которые завершились подписанием в столице СССР договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Произошло это меньше чем за три недели до августовского путча — 31 июля 1991 года. То есть вопреки всем разговорам о ведущей и направляющей роли США в развале Советского союза, в таком принципиальном вопросе как ядерное разоружение Белый дом считал Кремль легитимной и дееспособной стороной переговоров, а не группой политиков, дни которых у власти в буквальном смысле были сочтены. Тем не менее, масштаб и драматизм крушения советской империи все-таки не лишили старых и новых лидеров на постсоветском пространстве разума и ответственности, хотя «собирание боеголовок русских» под новым трехцветным флагом происходило не совсем гладко.

Инфографика 1 (кликните для перехода в полную версию)

Принимайте пополнение!

26 декабря 1991 года, когда Верховный совет СССР принял декларацию о прекращении существования Советского союза, мир получил сразу четыре новых ядерных державы: Россию, Украину, Казахстан и Белоруссию, причем Украина и Казахстан заняли третье и четвертое место после США и России по количеству ядерных зарядов. Каждая страна уверенно опередила остальных членов «ядерного клуба» Великобританию, Францию и Китай вместе взятых. Киев получил в наследство более 1900 боезарядов, 176 шахтных установок с межконтинентальными ракетами разных типов и 46 стратегических бомбардировщиков. Казахстан не сильно отстал от Украины – новое независимое государство стало хозяином 1410 боезарядов, 104 ракетных шахт и 40 бомбардировщиков. А вот Белоруссии достались мобильные ракетные комплексы «Тополь» в количестве 81 штуки с межконтинентальными баллистическими ракетами и 81 боезаряд (см. инфографику 2).

«Не принимать, не производить и не передавать ядерное оружие»

Эти слова прописаны в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года. Такой бонус (или обременение – зависит от того, как посмотреть), как ядерное оружие, который получили новые государства, немедленно стал серьезной международной проблемой. К процессу «развода» союзных республик подключился Вашингтон, оказывая давление и уговаривая передать все боезаряды и носители России. Не менее активно в этом процессе участвовала и Москва – интересы обеих стран совпали полностью: в «ядерном клубе» новых членов не ждут. Хотя боеголовки и средства их доставки оказались у новых хозяев, использовать это оружие они не могли.

До мая 1992 года командование всеми стратегическими силами на постсоветском пространстве осуществлял последний министр обороны СССР Евгений Шапошников, а вот решение о применении ядерного оружия мог принять только президент России Борис Ельцин по согласованию с президентами других «ядерных» республик СНГ. У последних просто не было кодов для запуска ракет. Как, впрочем, и достаточной инфраструктуры для их содержания и обслуживания.

Ядерный боезаряд – это не какой-нибудь снаряд или бомба, которые могут лежать на складе десятилетиями. Атомное оружие требует регулярного сложного и дорогостоящего обслуживания, хотя бы раз в три-четыре года, а то и чаще. А если боеприпас в аварийном состоянии, его можно обслуживать только на заводе-изготовителе. Технически из трех республик только Казахстан был близок к созданию собственного полного ядерного цикла. У Алма-Аты был знаменитый полигон в Семипалатинске, где испытывалось советское ядерное оружие, Мангышлакский ядерный центр, исследовательские реакторы и заводы по обогащению урановой руды. А вот Украина в этом вопросе отставала даже от Северной Кореи — ни инфраструктуры, ни специалистов.

Лидеры новых независимых государств всерьез обсуждали возможность создания единых вооруженных сил СНГ, но в итоге в 1992 году была создана временная структура — Объединенные вооруженные силы Содружества независимых государств на переходный период (ОВС СНГ). К ведению этого органа были отнесены и стратегические силы бывшего СССР.

Прощай оружие

На волне эйфории от развала Советского союза и под мощным внешнеполитическим давлением новые республики спешили заявить о своем безъядерном статусе, иногда — как Белоруссия, – не особо и торгуясь. Казахстан тоже сразу занял последовательную позицию — полностью избавиться от атомного оружия. Проблемы через некоторое время после распада СССР начались с Украиной.

Мобильная пусковая установка 15У128 с ракетой в ТПК из состава ПГРК 15П158.1 «Тополь.1». Фото из приложения к меморандуму о договорённости об установлении исходных данных между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений» (СНВ-1)

24 октября 1991 года принято постановление Верховной рады Украины о безъядерном статусе страны. 14 января 1992 года подписано трехстороннее соглашение России, Соединенных Штатов и Украины: все атомные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются на деньги США. Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности Украины, а Россия взамен на боеголовки поставляет Украине топливо для атомных станций.

К марту 1992 года Казахстан и Белоруссия вывезли в Россию тактические и оперативно-тактические боезаряды, через два месяца то же самое сделала и Украина. Технически справиться с этим было достаточно просто, поскольку тактическое ядерное оружие — это боеприпасы сравнительно небольшой мощности и небольших размеров: артиллерийские снаряды, бомбы, мины, головные части тактических ракет. Все, что предназначено для поражений крупных целей на небольшом расстоянии.

Но сложности начались не технические, а политические. Вот как об этом вспоминает главком объединенных вооруженных сил СНГ Евгений Шапошников: «Несмотря на то, что Украина подписала Лиссабонский протокол, который признавал Россию правопреемницей СССР в качестве ядерной державы, президент страны Леонид Кравчук не торопился объявлять об этом официально. Более того, он стремился выбить себе возможность осуществлять командование Стратегическими ядерными силами до их полного вывода с территории Украины. А потом и вовсе стал накладывать запреты на выдвижение последних эшелонов с тактическим ядерным оружием. Тогда под моим командованием мы стали вывозить боеприпасы, проявляя военную хитрость и с определенным риском. Так, никогда не было практики вывозить ядерное оружие самолетами. А мы это сделали с Ефановым, командующим военно-транспортной авиацией. Последний эшелон вывели, когда Кравчук летел через океан на переговоры с президентом США. Эта работа была очень сложная, серьезная и деликатная».

Инфографика 2 (кликните для перехода в полную версию)

В состав Стратегических сил СНГ не была включена ни одна из дислоцированных на украинской территории частей, располагавших стратегическим ядерным оружием. Более того, в апреле 1992 года Украина включила размещенные на ее территории стратегические силы (43-я ракетная армия) в состав украинской армии.

23 мая 1992 года в Лиссабоне был подписан протокол к договору СНВ-1, по которому Казахстан, Украина и Белоруссия объявили себя странами без ядерного оружия и присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Теперь все атомные боеприпасы предстояло либо уничтожить, либо передать России, которая стала правопреемницей СССР как ядерной державы. Но в Киеве на этом не успокоились. 11 декабря 1992 года МИД Украины разослал всем посольствам меморандум по вопросам ядерной политики. Украинская сторона поставила вопрос о «праве собственности на все компоненты ядерных боеголовок… дислоцированных на ее территории». Таким образом, Украина пыталась взять под полный контроль ядерное оружие, но избежать обвинений в нарушении ДНЯО, в котором были юридически закреплены понятия обладания «ядерным оружием» и «другими ядерными взрывными устройствами», но ничего не говорилось о компонентах ядерных боеголовок. Как вспоминал спустя девять лет представитель Пентагона Джон Коннел, США рассматривали Украину как «более сложную проблему» по сравнению с Белоруссией, Казахстаном и Россией: «Сначала было неясно, сможем ли мы сотрудничать с Украиной, так как обе стороны испытывали, если хотите, недоверие».

Заинтересованным сторонам пришлось дать Киеву дополнительные гарантии безопасности в обмен на разоружение. 5 декабря 1994 года в Будапеште был подписан меморандум, по которому Россия, США и Великобритания обязались воздержаться от использования силы, экономического принуждения и созвать Совет Безопасности ООН для принятия необходимых мер в случае, если возникает угроза агрессии по отношению к Украине.

Упущенная выгода

В итоге процесс расставания с боеголовками, ракетами и стратегическими бомбардировщиками занял пять лет. 1 июля 1996 года президент Украины Леонид Кучма заявил о полном выводе ядерного оружия с территории Украины. На эти цели Киеву удалось получить от США $276 млн. При этом в украинской прессе много писали о том, что за 10 тонн плутония и 50 тонн высокообогащенного урана, содержавшихся только лишь в тактическом оружии, можно было бы выручить $10 млрд.

Об упущенной выгоде от разоружения впоследствии сокрушался и президент Белоруссии (с 1994 года) Александр Лукашенко: «Нельзя было, это величайшее достояние, это дорогой товар, который мы, в конце концов, должны были прилично продать». Мастер политического слалома вообще-то был не против и сохранить у себя ядерное оружие: «С нами бы сейчас по-другому разговаривали».

С момента полного вывода ядерного оружия из Казахстана, Белоруссии и Украины прошло почти 20 лет, а спекуляции об обладании атомной бомбой на уровне «если бы да кабы» не прекращаются не только в Минске. 9 апреля журналисты спросили секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова о возможности создания «грязной» бомбы (гипотетический вид оружия массового поражения, в основе лежит принцип заражения территории путем подрыва контейнера с радиоактивными материалами). Турчинов ответил уклончиво, что, мол, Украина будет использовать все ресурсы для создания «эффективного оружия». Степень несерьезности разговора о появлении в арсенале украинской армии «грязной» бомбы можно понять по реакции российской стороны, которая выглядит как очередной эпизод затяжной информационной войны двух стран. Например, известный своей прямотой вице-премьер Дмитрий Рогозин назвал Турчинова «дебилом», а МИД России пригрозил Украине статусом страны-изгоя. В ответ Турчинов посоветовал российским дипломатам «принять успокоительное и не злоупотреблять алкоголем».

Читайте также
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука