или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
5 февраля 2014
0
378

Ятвяжская Русь

ЗАБЫТЫЙ ДРЕВНЕРУССКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Судьба подарила мне двух великих наставников, всемирно известных славистов: академика РАН Никиту Ильича Толстого и профессора Белорусского университета Адама Евгеньевича Супруна. Н. И. Толстой высочайше покровительствовал моим научным исследованиям. А. Е. Супрун являлся руководителем и ведущим моих изысканий.
Будучи студентом филфака Белорусского университета, в 1979-84 годы, я занимался созданием литературной нормы (составлением грамматики) ятвяжского (западнополесского) языка, формировавшегося на основе говоров Брестчины и Волыни. 
Изучение богатого на древнерусские реликты наречия, подтолкнуло меня, под влиянием Никиты Ильча, и к изучению фольклора и этнографии региона, а затем, в том числе и благодаря рассказам Адама Евгеньевича о полабском языке и Полабской Руси, я увлекся еще и изучением истории Западного Полесья.
Результатом моего экскурса в события региона эпохи древней Руси явилось понимание, видение древнерусского периода Брестской и Калининградской областей и смежных с ними территорий под названием Ятвяжская Русь.
ЯТВЯЖСКАЯ РУСЬ
Ареал расселения племен древних руссов к 862 году охватывает на западе земли вокруг Старогоста (ныне Ольденбурга) и Арконы, на юге – Паннонскую (Галицкую) Русь и Киевщину и на востоке и северо-востоке – земли вокруг Ладоги, В. Новгорода и Полоцка.Но если на территории Варяжской Руси (сюда, вероятнее всего, входила не только Полабская и Руянская Русь, но и Етвязь с Кривией) и Руси Ладожско-Новгородской русские племена доминировали среди многоплеменного населения, а их представители были руководящими князьями территорий, то русское племя Киевщины в то время находилось в подчиненном у хазар положении.
В 862 году варяжские и ладожско-новгородские князья объединяются и создают единое Русское государство со столицей в Великом Новгороде, которое возглавил полабско-руянский князь Рурик. В 864-6 годах к Руси присоединяется и отвоеванная у хазар Новгородом Киевщина.
В древнерусских летописях ятвяги, как участники русской истории, упоминаются буквально с первых лет Руси. Ареал расселения племени ятвягов (или союза ятвяжских племен) в те времена охватывает, вероятнее всего, нынешние юго-запад Белоруссии и северо-запад Украины, нынешние восток и северо-восток Польши и Калининградскую область с городами Туров, Пинск, Луцк, Хелм, Брест на Западном Буге, Брест Куявский, Дрогичин на Западном Буге, Лыко (Эльк), Твангост (Калининград), Тапов (Гвардейск), Русь-матерь (Светлогорск)…
Многочисленные походы киевских князей на ятвягов указывают как на непростые взаимоотношения регионов с центром, так и на то, что эти регионы являлись, с той или иной степенью вассальности, частью единого Русского государства. Следовательно, и процессы религиозного характера – принятие православия Киевом – были свойственны и для регионов, в том числе, и для Ятвяжской Руси.
Наличие в современных ятвяжских (западнополесских, североволынских и подляшских) говорах многочисленных реликтов древнерусского языка позволяет утверждать, что здешнее ятвяжское население было изначально русскоязычным, следовательно, – русским или, как считал Н. И. Толстой, русинским.
Наличие в современных ятвяжских говорах многочисленных реликтов древнерусского языка позволяет утверждать, что ятвяжская речь – славянская, разновидность русской, и что она никогда не являлась балтийской, как об этом заявил в 1845 году профессор Кёнигсбергского университета Георг Нессельман, а затем повторяли и повторяют литовские ученые.
Если древнерусская история южной Етвязи (Брестчина, Волынь и Хелмщина) нам известна достаточно хорошо, то уже история срединной Етвязи (восточная Польша) содержит достаточно белых пятен. Особенно это касается событий первой половины 11 века, когда князь Ярослав Мудрый неоднократно и ходил походами на ятвягов, и воевал с князем Моиславом за земли Мазовии, и ловил в Бресте спрятавшегося там Святополка…
Историками не в достаточной степени разграничены исторические события с привязкой к Бресту на Западном Буге и к Бресту Куявскому.
Факт победы князя Ярослава над Моиславом и последующее разделение мазовецких земель между Ярославом и Казимиром Мазовецким позволяет утверждать что в 11 столетии часть срединной Етвязи входила в состав Киевской Руси, а значит – являлась Ятвяжской Русью.
Еще одно большое белое пятно в истории срединной Етвязи из первой половины 13 века, когда начались крестовые походы Священной римской империи на ятвягов/пруссов. Очередной мазовецкий князь Конрад, поляк по происхождению, желая подчинить своей власти срединную и северную Етвязь, призывает на помощь Ватикан и его ордена. Хорошо известно о северном – тевтонском – походе крестоносцев на ятвягов/пруссов. Но ведь был в то время и южный поход на ятвягов/пруссов, который оказался для крестоносцев неудачным. А совершался он в ятвяжско-мазовецкие земли с городами Добрин (Добжынь), Седльце, Дрогичин на Западном Буге. И совершался силами крестоносцев, которые теперь историками называются и крылом тевтонов, и самостоятельным, Добринским (Добжыньским), орденом. 
Но меньше всего известно о древнерусском периоде северной Етвязи, превращенной в 13 веке крестоносцами в Тевтонский орден. Принято считать, с подачи немцев, что до прихода на ятвяжские/прусские земли «благотворителей-тевтонов», здесь была дичь и тьма. Но чтобы опровергнуть это уничижительное утверждение достаточно почитать даже не латинский оригинал, а тот же немецкий перевод «Хроники земли Прусской», где рассказывается о завоеванных тевтонами землях и племенах. В Хронике рассказывается и о том, что завоеванные ятвяги/пруссы (каждое их племя) имели многотысячное хорошо вооруженное войско, и о том, что ятвяги (особенно восточные) отличались благородством нравов, и о том, что у ятвягов едва ли не в каждом поселении имелись хорошо укрепленные крепости…
Теперь о терминах ятвяги/пруссы, Етвязь/Пруссия.
Красноречиво синонимичность этих терминов прослеживается при описании событий срединной Етвязи 13 века. Конрад Мазовецкий, согласно польским источникам, призывает ордена крестоносцев на помощь для борьбы с ятвягами, а в латинских анналах, включая буллы пап римских, говорится, что крестоносцы направляются на «борьбу с пруссами»…Князь Даниил Владимиро-Волынский и Галицкий короновался на короля Руси, согласно Густынской летописи, в ятвяжском Дрогичине, который после изгнания им оттуда ордена крестоносцев в 1238 году был включен в состав Холмской Руси. Согласно же латинским анналам Даниил короновался не в ятвяжском, а в прусском Дрогичине… 
И таких параллельных, ятвяжско-прусских, названий событий истории Етвязи предостаточно.
Те же ватиканские латинские анналы называли православных ятвягов/пруссов язычниками. И радостные жмудины (литовцы) это повторяют и мифологизируют «жмудинское язычество».
Термин Поруссия/Пруссия – производный от латинского Poruthenia. которым ватиканцы первоначально называли все земли Варяжской Руси.
Зачем и Ватикан, и немцы замалчивали ятвяжское прошлое порабощенной северной Етвязи и превращенной сначала в Тевтонский орден, а затем и в немецкое королевство (герцогство) Пруссия? А для того, чтобы стереть с памяти здешних и соседних людей то, что этот край был до завоевания тевтонами в составе Руси, а его коренное население было русским.
Обнародование факта древнерусского периода Калининградской области вынуждает нас иначе посмотреть на последующую историю Ятвяжской Руси, на историю Поруссии/Пруссии.
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука