или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
14 ноября 2013
0
2 770

«Зеленый» директор мурманской школы

Когда-то стены обычной 50-й школы были для меня родными. Вот то же самое зеленое крыльцо, кое-где полинявшая от времени плитка. Кажется, что каждая ступенька лестниц и сами кабинеты до боли знакомы, и перед табличкой на двери «директор» все то же смущение со школьных времен…
— Бывали здесь когда-нибудь? – как-то строго спросил меня серьезный молодой человек, сидя в большом кресле. К счастью, не приходилось ни разу, так как значилась я в числе хороших учеников.
— Почему из школы-то нашей ушли? – укором прозвучал следующий вопрос, что и впрямь на мгновенье испытываешь вину за проступок 11-летней давности – променять школу на лицей!
«А что из ЕГЭ сдавали?», «И что в итоге оканчивали?» — посыпались вопросы, будто я сама даю интервью. А параллельно в кабинет то и дело заходили люди, которые решали школьные вопросы с молодым человеком. На стенах – полно дипломов за заслуги учреждения, а немного в стороне от глаз посетителей – чайник и кружка с забавной надписью «BigBoss»…
Он всего на год старше меня, но я называю его на «Вы» и по имени-отчеству – Ильдар Рафаилевич. Еще четыре года назад он с усердием настоящего отличника корпел над дипломной работой и, как каждый нормальный студент, всей душой болел за родной факультет на различных конкурсах и фестивалях. Хотя после так называемого студенческого «экватора» собирался и вовсе уйти из вуза, потеряв интерес к обучению. Но сегодня Ильдар Сабитов, окончивший педагогический университет, – директор школы, а значит, он должен быть авторитетом и для учеников, и для коллег-педагогов. Несмотря ни на что – и хотя некоторые ученики выше его на голову, и хотя сам еще может сойти за старшеклассника.
В Мурманской области такого директора школы еще не было. Да и вообще это довольно-таки редкий случай – чтобы в таком возрасте человек был назначен руководителем! Сам факт, что неопытный в этом плане молодой человек добровольно принял на себя такую ответственность, по сегодняшним меркам — почти подвиг.
И секретарь, и бухгалтер и зав. столовой
О своем предположительном назначении 26-летний Ильдар Сабитов узнал летом. Но был крайне удивлен, что это случилось уже в этом году. Думал, что все же это дальняя перспектива. Предыдущий директор 29-го августа уже не вышла на работу, а Ильдар познакомился с коллективом 30-го, так что они даже не встречались, дела никакие так и не были переданы. И уже 1 сентября молодой парень буквально окунулся в новую жизнь.
— Поэтому очень приятны и неожиданны были поздравления учеников и родителей на День знаний и на День учителя, — вспоминает Ильдар. — С момента первого сентября эта работа очень разнообразна, от подготовки школы к зимнему периоду, и текущего ремонта внутри школы, до работы с детьми, родителями и документами. С 1 сентября, так совпало, вступил в действие новый закон «Об образовании», по которому нам необходимо работать и применять его статьи на практике. С вступлением в силу нового закона, новые тенденции процесса обучения будут внедряться с каждым годом все с большей силой. И все усилия буду направлены на реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов. Только благодаря модернизации нашей системы образования мы сможем развить уровень нашего образования.
Рабочий день у молодого директора начинается с визуального осмотра школы еще по пути к ней. Потом руководитель справляется о делах в стенах учреждения.
— В ходе самого рабочего дня решаем локальные вопросы и возникающие проблемы. Совет при директоре уже был перед концом четверти, и, к моему огорчению, не все ученики показывали положительные результаты по предметам, — говорит Ильдар. — Ко мне во время рабочего дня порой обращаются по телефону или лично родители, сообщая о каких-то проблемах, благодаря их внимательности, они очень помогают оперативно их решать.
Первым делом по осени Ильдар осмотрел здание и территорию школы и, как и подобает настоящему мужчине, устранил все мелкие прорехи. Например, прозорливым взглядом отметил, что что-то не так с противопожарным водопроводом – уж слишком много воды из-под земли течет под школу. Оказалось – гидростат в аварийном состоянии. К счастью, починили быстро. Будь на его месте женщина, она бы вряд ли заметила поломку…
Узнав о том, куда устроился Ильдар, однокурсники обсуждали: не иначе как по блату нашел это место… Ну, это они, не подумав. Ильдар же поднялся вверх по карьерной лестнице не в родной 33-й школе, где трудился сразу же после университета педагогом истории и обществознания, а в чужой 50-й из совершенно другого района, путь к которому, к слову, не близок. И не в теплый офис отвечать на телефонные звонки да бумажки перебирать молодой человек сел, а взвалил на себя хлопотную, беспокойную работу.
— Определенно я понимал, что меня ожидает на новой работе, — говорит Ильдар. — О должности школьного директора у меня складывалось впечатление, и когда я был и учеником, и учителем. Было понятно, что размеренной и спокойной жизни не будет. Но в силу своих качеств, я люблю именно такой темп и характер работы.
Ильдар и не предполагал, что столько времени будет уходить на бумажную работу, на разные согласования с многочисленными организациями.
— К моей радости, у меня есть заместители, завучи. Они очень сильно помогают, в нашей общей работе, относясь ко мне по-доброму, с пониманием, — говорит Ильдар Рафаилевич. — Работаем с уверенностью, и чувством локтя. Хотя, безусловно, в начале своей работы мне приходится вникать в работу и секретаря, и бухгалтера и даже заведующего столовой, познавая все нюансы. Это необходимо, так как окончательная ответственность в школе всегда находится на директоре.
В общем, друзья не знают, что директор школы – это не начальник, раздающий указания, а «многостаночник», с которого районные власти спрашивают за все: питание, отопление, пожарную безопасность и, само собой, качественное обучение детей. Этим «многостаночником» Ильдар стал в 26 лет. На данный момент это самый молодой директор школы в Мурманской области, да и в соседних регионах вряд ли есть коллега моложе.
Коллектив воспринял новоявленного директора с любопытством. Никто из учителей в знак протеста не уволился.
— Я очень надеюсь, этого никто делать не будет, так как в школе очень дружелюбный и достаточно сплоченный коллектив. Мои друзья насчет блата даже шутить не хотят. Потому что они в курсе, что предложение возглавить школу – результат моей работы. На эту тему есть веселый анекдот: «Как вас на радио взяли с такой дикцией? У вас там что, блат? — Какой блат?! Сестла!»
Ильдар уверен, что многие школы похожи, и в прямом и переносном смысле. Ведь все они как маленькие частички одного большого организма – Образования.
— Поэтому с «багажом» и распростертыми объятьями меня, конечно же, никто не ждал, но некоторым гандикапом понимания и доверия коллектив школы встретил. Вероятно, с определенными надеждами и ожиданиями, которые я постараюсь оправдать и реализовать. Так сложились обстоятельства, что с предыдущим директором мы не встретились, и во всю работу мне приходилось вникать самому, — рассказал Ильдар Сабитов.
На работу в костюме, в выходные – футбол
Ильдар Сабитов отмечает, что сам никогда не был отличником.
— На удивление – действительно нет. Как пел Владимир Высоцкий: «Красота — среди бегущих, Первых нет и отстающих!» Так что я как раз был среди «бегущих» к знаниям. И в школе и в университете. Всегда любил активное положительное движение в общественной жизни класса и факультета, — улыбается директор.
В стенах школы Ильдар соблюдает деловой стиль – свежевыглаженные рубашки, пиджак, брюки со стрелками, хотя в свободное время он не упустит возможности выглядеть, как обычный парнишка в его возрасте.
К слову, дети теперь по новым правилам системы образования должны тоже предпочитать являться на уроки в одежде преимущественно делового стиля.
Сегодня у прогрессивной молодежи в моде тренажерные залы, фитнес. Для молодого директора актуальнее футбол, сам не раз посещал крупные матчи в других городах нашей Родины.
— Кроме работы, свое свободное время я стараюсь распределить рационально и с пользой. Я поддерживаю современную тенденцию занятия спортом: посещением спорт-клуба и занятиям командными видами спорта, — говорит Ильдар Сабитов. — На досуге люблю почитать или посетить учреждения культуры. По возможности провожу время на природе. Жду прихода настоящей мурманской зимы, чтобы открыть лыжный сезон. Стараюсь быть в курсе событий и жизни родного города с помощью Интернета.
Проблемы малокомплектной школы
Малокомплектная школа – это особые заботы. В 50-й школе в этом году всего 345 учеников. Здесь только один первый класс, это большая радость. Школа основная, здесь нет десяти — и одиннадцатиклашек, так что после 9 класса ученики либо переходят в другие образовательные учреждения, либо в техникумы и колледжи – в общем, определяются с профессией. А в 90-е годы, помнится, в одном только классе было по шесть параллелей от «А» до «Е» по 25 человек в каждой!
Педколлектив в школе – 24 человека. Плюс хозяйственные работники. Всего где-то 30 с лишним человек.
— Коллектив небольшой, все стараются. Правда, учителей не хватало. Например, преподавателя химии. Этот предмет изучают только в 8-м и 9-м классах, а у нас их по одному, нагрузка для учителя – 4 часа в неделю. Кто согласится? Еле нашел педагога, — говорит Ильдар. – Задача стоит привлечь больше детей, тогда и учителям нагрузки побольше будет и, следовательно, финансирование увеличится.
Пролистывая страничку Ильдара в социальной сети, натыкаешься на клич: «Нужен учитель истории и обществознания…».
Хозяйственным взглядом Ильдар также уловил и то, что пора бы привести в благопристойный вид и школьную территорию.
— Днем вокруг школы очень много мамочек с колясками гуляет. Моя мечта, чтобы через несколько лет они привели своих детей ко мне в школу, — говорит молодой человек. – Поэтому очень хочется привести в порядок площадку перед зданием. А то ребятам даже летом в футбол на ней нормально не поиграть – вся в валунах и камнях.
Хотя главные проблемы, по мнению директора, связаны все же не с материально-технической оснащенностью.
— Нехватка детей в школе — несомненно, это одна из самых тревожных проблем, — повторяет Ильдар. — Количество учеников в последние годы имел тенденцию неуклонно уменьшаться, несмотря на довольно большое число детей, относящихся к нашей школе, что называется «по прописке». Нам необходимо постараться выяснить причину такого уменьшения наших учеников, и постараться, если не разрешить ее, то, как минимум, изменить динамику численности, дабы не терять своих «реальных» и «потенциальных» учеников.
В начале учебного года из-за назначения нового директора несколько семей увели своих детей в другие учебные учреждения. Однако юный руководитель не унывает:
— Не дождались перемен к лучшему. Но они обязательно будут.
В общем, трудностей Ильдару Рафаилевичу хватает. Но у кого их не было, тем более на начальном этапе? Несмотря на все беспокойства директорских будней, Ильдар благодарен городскому комитету образования, где было сделано предложение о возможном назначении в новом учебном году на должность директора. Согласие он дал быстро и так же незамедлительно приступил к исполнению обязанностей. Правда, перед этим был непростой разговор с мамой. Она не отговаривала, потому что знала, что это бесполезно. Просто на будущее предостерегла от безосновательного оптимизма, но выбор сына полностью поддержала.
На вопрос, кем для него является идеальный педагог, Ильдар ответил:
— Нет ничего столь совершенного, чтобы быть свободным от всяких упреков. Педагог, как и человек любой профессии, не должен останавливаться на достигнутом, а развиваться больше и больше. Вероятно, на пути совершенствования своих навыков каждый человек встречается с критикой, упреками и замечаниями. Но это только должно подталкивать любого человека к саморазвитию. Если постараться приблизиться к идеалу педагога, то это будет учитель, обладающий четкой дикцией, опрятной внешностью, уровнем знаний, которые он будет пополнять и развивать. Поэтому скорей всего идеала педагог достигнет, когда он сам себе не сможет сделать упрека.
Вопрос трудоустройства встает перед всеми выпускниками вузов. Но Ильдар не просто устроился на работу, а принял по-настоящему взрослое решение. На вопрос о том, было ли когда-то в мечтах стать школьным директором, юноша улыбается:
— Не буду кривить душой, в детстве даже не догадывался, что буду учителем, и тем более директором. По семейному древу – учителей и педагогов не было. Как и большинство моих сверстников, я мечтал стать или пожарным, или военным, ну и, конечно же, космонавтом. Но судьба несколько распорядилась иначе в выборе профессии. И для меня эта должность не предел моих «мечтаний», я обязательно буду и дальше развиваться, совершенствоваться. У меня пока только первая категория, но будут и другие.
Первый год работы Ильдара в самом разгаре, но он уже задумывается о будущем.
— Очень надеюсь, что этот учебный год мы сможем завершить успешной сдачей экзаменов наших учеников. Конечно, я хочу сохранить единый дружный коллектив в том составе, который есть. Будем работать над тем, что бы полностью реализовать потенциал школы, укрепить ее материальную и техническую базу, и к новому учебному году очень рассчитываем на пополнение учениками, — говорит Ильдар.
День учителя для Ильдара Сабитова остается не просто профессиональным праздником. Это день, который должен вдохновить на будущие яркие свершения, придать сил и уверенности.
10 директоров вылетели в трубу…
Последние 16 лет школой, где трудится Ильдар, руководила Валентина Крылова. Но для нее, как и для 9 еще директоров, 1 сентября, в переносном смысле не наступило. В конце августа работы лишились десять руководителей образовательных учреждений. Все люди опытные, вложившие полжизни в свои школы. Летом директоров уведомили о сокращении.
Конечно, кто хотел, без работы не остались. Те, у кого желание преподавать произошедшие события не отбили, стали простыми учителями: кто-то — в родной школе, кто-то перешел в другие учебные заведения.
— Конечно, и я, и мои коллеги были в шоке, — вспоминает экс-руководитель гимназии № 6 Валентина Письменная.
Далеко не все смогли выдержать столь неожиданный удар так же стойко: одна женщина даже попала в больницу, другая едва не оказалась под колесами автомобиля, не сумев вовремя прийти в себя после такой новости. Если верить одному из новостных сайтов, городской комитет по образованию буквально засыпали обращениями с просьбой объяснить, что же все-таки происходит.
Больше всего экс-директоров задевало то, что многих опытных директоров заменили молодежью. Местные СМИ списывают это на то, что якобы в период выборов на молодых влиять проще. Ведь не секрет, что многие участковые комиссии не только базируются на территориях учебных заведений, но и комплектуются преимущественно из коллективов педагогов.
Что касается директора 50-й школы, то все педагоги с доброжелательным настроем относятся к новому руководителю. Лишь бы, по их мнению, школа не развалилась.
А родители нескольких учениц, которых я встретила у школы, в один голос заявили:
— Уж надеемся, что новый директор Ильдар Сабитов наведет порядок, создаст хорошие условия работы и учебы, создаст дружелюбную атмосферу среди учителей и учеников. Школа была и раньше хорошей. Были очень хорошие преподаватели, которые не просто отчитывали материал и спрашивали зазубренный текст, а действительно делали детей лучше и умнее. Но многие почему-то уходили при прошлом директоре. Сейчас педагоги нас устраивают, и, надеемся, дети будут учиться еще лучше! И вообще, удачи новому директору. Как-никак сложно — мужчина, а по сути, молодой парень, к которому могут относиться предвзято. Так что успехов и ждем хороших перемен в школе. 
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука